КАК ЖИВЕТСЯ СИРОТЕ

0
45

Это эссе написала Ирина. В прошлом она воспитанница детского дома. Сегодня – вполне успешная студентка, будущий историк.

Когда с самого детства живешь не в семье, а в детском доме, то жизнь складывается особым образом, не как у всех нормальных людей. Начну с того, что я — социальная сирота, меня бросила родная мама, потому что я мешала ее личной жизни. Это очень тяжелый момент для меня, и он оставил глубокий след в моей душе. А папу я никогда не видела.

В детском доме я прожила двенадцать лет. Я, как мне кажется, прошла хорошую школу выживания. Но не у каждого человека хватит сил преодолеть её. У многих моих братиков и сестренок по детскому дому сил не хватило. Выйдя из стен детского дома, в период социальной адаптации они сломались и пополнили ряды бездомных, преступников, зависимых от алкоголя. Просто в какой-то момент для них не нашлось поддержки со стороны общества, родных. Да и мне самой очень тяжело было расставаться с розовыми очками своего детства…

«Насколько мне было тяжело, знаю только я сама»

Мне повезло: в моем детском доме работали прекрасные педагоги, социальные работники, психологи, врачи, воспитатели, которые дарили нам свою ласку и  заботу. И все же там, в детском доме, как бы ни было хорошо, мы все мечтали о родной семье, о маме, папе, бабушке, все хотели жить со своими родными. Нам не хватало самого главного — любви, любви во всем. А когда выходишь из детского дома, начинаешь вдвойне остро ощущать всем своим существом одиночество и безразличие окружающего мира к тебе и твоей жизни.

Я всегда была оптимисткой и сейчас верю в светлое счастливое будущее. Хотя поначалу в детский дом я поступила душевно и физически раненой, забитой, запуганной. Но моя воспитательница и первый учитель Маргарита Николаевна всегда говорила, что чувствует во мне какую-то силу, говорила, что я многого в жизни смогу добиться. Главное, говорила она, не забывать про свое желание стать хорошим человеком. Тогда эти слова вдохнули в меня уверенность, у меня появилась первая цель — стараться в учебе. Уже в седьмом классе у меня была маленькая педагогическая практика: работа вожатой с малышками из нашего же детского дома. Именно тогда на собственном опыте я и поняла, как ценой дается наше воспитание педагогам.

В этом же году, поскольку я была лучшей по учебе среди детей детского дома, меня перевели в лицейский класс школы, где учились ребята из состоятельных семей. Этот перевод стал для меня переломным моментом. Я стала задумываться о своем будущем, я стала намного лучше учиться, потому что не хотелось быть последней даже среди этих ребят. Становилась победительницей олимпиад, конференций, и особенно творческих конкурсов (я занималась сценической речью). А как мне было тяжело морально, знаю только я сама… После уроков я садилась на окно в учебной комнате своей группы, плакала и смотрела, как мои новые одноклассники после уроков расходятся по своим домам, к своим мамам и папам. Сидя на окне, я ждала чуда, когда ко мне придет кто-нибудь из родных или просто кто-нибудь позовет погулять, поговорит со мной — но никто так и не пришел.

Еще меня одолевал страх пред неизвестностью. В стенах детского дома была привычная  поддержка: со мной были мои воспитатели, учителя и лучшая подруга Настя. Мы привыкли к тому, что нас всегда накормят, оденут, расскажут, что делать. Поэтому казалось, что стоит только выйти за пределы детского дома, как меня сдует ветром, и я перестану существовать. Было жутко.  И еще у меня был огромный комплекс неполноценности, стеснения перед людьми, как у любого детдомовского ребенка.

«Дам своему ребенку то, чего была лишена»

Я сумела поступить в филиал ТГУ на исторический факультет. Пришлось самой адаптироваться, приспосабливаться к взрослой новой жизни. Правда, за хорошее окончание лицея я вошла в число стипендиатов, которым помогает частный фонд. Но у меня не было ни денег, ни жилья – социальной сироте при живых родителях они не положены. В нашей области, как и во многих регионах России, существуют социальные областные программы поддержки выпускников интернатных учреждений. Имеется и помощь в определении профессиональной ориентации, устройства на работу. Но для сегодняшнего времени, характеризующегося интенсивным развитием частного предпринимательства, для выпускников детских домов проблематично устроиться на работу,  потому что владельцы частных предприятий не уверены в их компетенции. Проблема социальной адаптации будет существовать всегда, пока есть социально неблагополучные дети, оставшиеся без попечения родителей, брошенные, сироты.

Я бесконечно благодарна своему детскому дому, всем тем, кто стал вольным и невольным участником моей жизни. И все же самой лучшей формой воспитания любого ребенка остается семья. Даже в приемной семье ребенку будет намного лучше материально, а главное морально, чем в любом интернате. С уверенностью скажу, что период выпуска из детского дома является одним из самых трудных и, конечно же, важным жизненным этапом в судьбе каждого сироты. Да и я сама еще не до конца адаптировалась, мне предстоит много трудиться, чтобы стать полноценным гражданином общества, не потерять себя и быть хорошим человеком.  Самым главным достижением, с человеческой точки зрения, стало то, что я смогла простить свою маму, несмотря на всю ту боль, которую она мне причинила, на все страдания. И еще одно. Я буду стараться изо всех сил дать своему ребенку все то, чего была лишена сама.

Я помню каждую мелочь своей жизни, и многое вспоминаю с содроганием. Очень велико мое желание, чтобы никогда не было таких детей, как я — брошенных на произвол судьбы в стихийный поток бурной, безжалостной реки, название которой Жизнь.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь