Психологические особенности детей из детских сиротских учреждений

0
32

Задачи, которые предстоит решить всем желающим усыновить ребенка, крайне ответственны и сложны. От усыновителей требуется большая по сравнению с биологическими родителями степень осознания, терпения, стойкости и умения рассчитывать свои силы на долгие годы кропотливой работы.

Сложность решаемых при усыновлении задач связана также и с тем, что все члены будущей семьи имеют свои психологические особенности, зачастую осложняющие процесс взаимной адаптации.

Мнение о том, что дети из домов ребенка и детских домов не похожи на их сверстников, воспитывающихся в семье, хорошо известно. Эта непохожесть понимается почти всегда негативно, сравнения почти всегда не в пользу детей из детских сиротских учреждений. Большинство людей видит причину этого в «дурной наследственности», в происхождении и травмирующей истории жизни детей.
Однако специалисты выделяют причины несколько иного характера. Основными причинами являются отсутствие материнской любви (так. называемая материнская депривация), необходимое для нормального эмоционального и личностного развития,  ограниченность и однообразие впечатлений, нарушающее интеллектуальное развитие ребенка.

Усыновителям следует помнить, что влияние этих повреждающих факторов не является неустранимым. В условиях хорошей гармоничной семьи, ясно понимающей детские проблемы и потребности, ребенок из детского учреждения быстро догоняет в физическом, интеллектуальном и личностном развитии своих сверстников.
Усыновителям надо попытаться поставить себя на место ребенка с тем, чтобы понять, как лучше строить отношения с ним в будущем.
Отсутствие материнской заботы и привязанности, отсутствие индивидуального внимания, и как следствие этого, ощущение заброшенности, ненужности, приводит к замедлению общего темпа развития и развития речи, к снижению общей активности, фона настроения, низкой самооценке, высокому уровню тревожности, бедности и невыразительности эмоциональной сферы, несформированности чувства  привязанности, неумению сопереживать, неискренности.
Бедные однообразные впечатления, повторяющийся изо дня в день распорядок, ограниченное количество людей вокруг, невозможность освоения окружающего мира на собственном опыте… Все это  приводит к замедлению общего темпа интеллектуального развития, снижению познавательной и поисковой активности при решении задач, стереотипности и шаблонности мышления, нарушениям и высокой истощаемости внимания, боязни всего нового, к нарушениям волевой сферы.
Отсутствие возможности принятия самостоятельных решений в условиях детского учреждения означает для ребенка восприятие себя вещью, объектом чужого воздействия, создает ощущение собственной беспомощности и бессилия.
Результатом является низкий уровень активности в целом, несформированности чувства ответственности, в случае неудач попытки обвинять обстоятельства и окружающих, рентные, потребительские установки по отношению к другим людям, часто равнодушие к похвале или замечаниям.
Усыновители должны помнить, что их ребенок нуждается в активном внимательном слушании при общении, в предоставлении ему возможности принятия самостоятельных решений в рамках общей деятельности семьи и в пределах безопасности.
Наиболее эффективно воспитание посредством положительной стимуляции (похвала в случае успеха, а не наказание в случае неудачи). В случае оценки поведения необходимо разделение личности и поступка — :личность в целом всегда хорошая, поступок может быть оценен по-разному.
Для семей усыновителей должна быть очевидна необходимость дополнительных усилий по восстановлению темпа интеллектуального развития, предоставления детям возможности получения богатого сенсорного опыта, особенно в результате их собственной активности.
Поэтому первое, что предстоит сделать будущим усыновителям — это избавиться от иллюзии «хорошего ребенка». Выбрать «хорошего ребенка» нельзя, его можно сделать, потратив на это долгие годы.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь