КТО-ТО ДОЛЖЕН ПОМОГАТЬ. ПОЧЕМУ НЕ Я?

0
27


Журнал Детский дом 14     В журнале № 3 (12) была напечатана статья «Кто ходит в гости, поступает мудро?» из опыта организации гостевого режима. В связи с тем, что у читателей возникают вопросы, мы решили продолжить начатую тему и ответить на некоторые из них.

     Кому и зачем это нужно?

     Прежде всего, ходить в гости – это расширять рамки слишком узкого для ребенка микромира детского дома, и это жизненно необходимо воспитанникам.  Мы уже писали, какую массу впечатлений дети получают от встреч с новыми людьми.

     А теперь попробуем взвесить аргументы «за» гостевой режим и «против» него, и сделаем это с позиции значимости для детей.

     Аргументы «за».

     Зачем это нужно детям? Полезно ли для них, привыкших к жизни в детском доме, перемещение в иную среду, отличную от той, в которой они сейчас живут? Лучше всего на эти вопросы отвечают те, кто уже не раз приглашал воспитанников в гости. 
 
     «Гости – это радость для ребенка, повышение его ценности в глазах детей детского дома и в его собственных глазах, а от самооценки зависит очень многое в судьбе человека».

     «Любое доброе участие в судьбе ребенка доставляет ему радость, ведь он кроме всего прочего обделен и человеческим общением. Не обязательно идти на страшные жертвы. Можно просто задаться вопросом: почему сироты должны жить рядом с нами за непроницаемой стеной? И пойти узнать, как они там живут, и однажды взять на прогулку с сыном и мальчонку из соседнего интерната».

     «Я уверена, что пользы гораздо больше, чем вреда, –  убеждена еще одна участница. – Вы помогаете ребенку выйти за рамки, созданные системой, увидеть, как оно бывает в другой, не детдомовской жизни. Да, конечно, будут переживания, но вместе с ними – и мысли о будущем, которое строить и планировать в стенах казенного дома они не научатся».

     Пребывание в семье дает возможность воспитаннику, живущему несколько лет в замкнутом пространстве, увидеть другой мир или, как говорят специалисты, – социализироваться.

     «Насчет того, что, нет ли моральной травмы, когда вы возвращаете ребенка в детский дом, то, на мой взгляд, это надуманная проблема. Ведь ездим же мы в отпуск, в гости в другие страны, а потом возвращаемся домой к рабочим будням. Может, не ездить в отпуск, чтобы избежать моральных травм?»
Нужно отметить, что пребывание в гостях не сводится только к развлечениям. Общение с семьей дает много нового, полезного для развития детей.

     В большинстве принимающих семей происходит обучение тому, что ребенок не получает в стенах детского дома, это позволяет восполнить какие-то пробелы в его развитии.

     Понимая, например, что дети мало общаются с внешним миром, семьи стремятся за короткий период пребывания с ними ребенка показать ему как можно больше новых мест, сводить на экскурсии, в театры. Кроме этого, завязываются эмоциональные контакты с  родственниками и друзьями семьи. 
 
     Наиболее эмоциональные и чувствительные взрослые отмечают, что гостевой режим полезен не только детям, но и взрослым: «Мы считаем, что мы их облагодетельствуем, а получается наоборот. Сколько светлых, радостных минут дает нам общение с ними. Они нам нужны – эти открытые чистые души».

     О том, как может отразиться на судьбе воспитанника детского дома поход в гости рассказывает эстрадный артист Яков Дубровин, воспитанник Яснополянского детского дома: «Добрую «фею» – тетю Лиину –  я встретил на турбазе, куда поехал по путевке. Она была воспитателем в отряде. Вернувшись в Тулу, она не забыла обо мне, и все выходные я гостил в ее доме. На усыновление согласия не давал мой дед. Но тетя Лина не бросила меня. Она всегда поддерживала меня, ее дочки считают меня своим братом. Наши судьбы переплелись самым тесным образом. И я невероятно благодарен этой интеллигентной женщине, которая нашла в своем сердце местечко и для меня. У меня есть настоящая семья. Не обязательно ребенка усыновлять. Главное – подарить ему ощущение семьи. В моей судьбе такой подарок был». Историей о том, как он нашел семью, артист поделился с корреспондентом тульской газеты «Слобода».

     Аргументы «против». 
 
     Прежде всего, беспокойство вызывает то, что дети болезненно переживают возврат в учреждение и не понимают, почему их не берут в семью насовсем.  Посещение семьи наносит ребенку травму и потому лучше не вырывать ребенка из привычной среды – так полагают те, кто по долгу службы обязан охранять интересы ребенка. И специалисты ООП, и сотрудники детских учреждений придерживаются позиции, что, если семья не собирается брать ребенка под опеку или усыновлять, то и в гости к ним не стоит отпускать детей. 
 
     Это хлопотно для сотрудников, нарушается сложившийся стереотип жизни, и поэтому  они  критически относятся к тому, что дети на время попадают в семью.  Воспитатели, которые никогда не принимали у себя дома детей, говорили,  что после гостей дети ведут себя плохо, взбудоражены, становятся непослушными, избалованными, ими труднее управлять.  Старшие начинают ревновать младших и обижаться, что их не приглашают в гости, притесняют, отбирают вещи, подарки. Отмечают также, что обилие подарков и новых вещей приводит к тому, что дети перестают ценить  вещи, заявляя: «А нам еще купят». Те воспитатели, которые брали детей в гости, отмечали, что дети в домашних условиях иные, чем в группе. Они замечали в них те стороны личности, которые не проявлялись в условиях учреждения.

     Граждане, узнающие о возможности приглашать детей в гости, также сомневаются, стоит ли это делать, опасаясь, что возвращение из гостей травмирует ребенка: «Мы навещаем девятилетнюю девочку в детском доме, брали ее на выходные. Но меня одолевают сомнения, чего больше от таких гостей – радости, пользы, или лишних переживаний для ребенка? Мы ничего ей не обещаем, но она спрашивает: «А вы не могли бы меня в семью взять насовсем?» Я к такому поступку пока не готова».

     Почти все семьи, принимавшие детей, говорят о том, что ребенок не желает возвращаться назад, и очень переживает по этому поводу. Взрослые осознают ответственность и переживают по поводу того, что ребенка не могут взять в семью насовсем. «Больше всего меня беспокоит понимание того, что раз начал – бросать нельзя. А ведь обстоятельства могут измениться: своего рожу, другого усыновлю, работу найду такую, что не до ребенка будет, с мужем разведусь, и тогда средств не хватит… Да мало ли что может произойти!»

     Действительно, большинство детей, побывав хоть раз в семье, не хотят возвращаться в учреждение, не понимают, почему их возвращают. На вопрос, почему дети так болезненно реагируют на возврат, одна из участниц  приводит такое сравнение: «Вы ездили когда-нибудь за границу, жили в пятизвездочном отеле? Трудно после такого комфорта возвращаться в родные пенаты, особенно, если у вас и ванны-то нет, и стол, мягко говоря, не похож на шведский. Может, лучше не ездить, не смотреть на мир, чтобы себя не травмировать? Поездка в гости для детей из детского дома – это один из элементов их жизни, раскрывающий  широкий мир за стенами детского дома».

     Чаще всего нежелание возвращаться возникает после первого посещения семьи. Когда они становятся более-менее регулярным, большинство детей  принимает реальность такой, какая она есть, и переживает гораздо меньше. «Брали мы на воскресенье девочку в гости. Все было хорошо, никаких проблем. Время пролетело незаметно. Удивило то, что когда мы сказали, что надо возвращаться в группу, она начала быстро и с радостью собираться. По улице почти бежала, и радостно пошла в группу, даже не оглянувшись на нас», – растерянно констатирует одна из семей.

     Наименее болезненно это происходит в тех случаях, когда сотрудники детского дома при возвращении ребенка в  учреждение выбирают верную линию поведения, говорят серьезно с детьми на эту тему, не рисуя иллюзий или не пугая их за провинность тем, что больше не отпустят в гости.

     Психологи утверждают, что человек не может расти без разочарований и потерь. Понять, что в жизни могут быть не только радостные, но и грустные моменты нужно любому ребенку – без расставаний нет встреч, без потерь нет находок, без грусти не будет и радости. Иначе развивается инфантилизм и потребительское отношение, возникает психологическая незащищенность. Характер формируется в преодолении трудностей, без разочарований – нет взросления.

     Зачем это нужно взрослым?

     Этот вопрос постоянно задают там, где сотрудники впервые сталкиваются с предложениями взять детей в гости.

     Проведенные опросы помогают понять, по каким причинам люди принимают детей в своих семьях в период каникул или в выходные дни, или становятся наставниками.

     Обо всех, с кем мы общались, можно сказать, что это эмоционально отзывчивые люди, которых встреча с детьми-сиротами, их судьбы не оставляют равнодушными. Сопереживание, сочувствие, жалость и желание принять посильное участие в судьбе ребенка-сироты, помочь ему – побудительные мотивы.

     Многие понимают полезность и необходимость пребывания воспитанника детского дома в семье. Как мы уже отмечали, патронат начинался с того, что в гости, прежде всего, приглашали детей сотрудники детского дома. Воспитатели хорошо понимали полезность пребывания в семье для ребенка-сироты. Это характерно также и для людей, которые уже стали опекунами или усыновителями. «Когда возникают отношения между людьми, это всегда непросто. А ребенку-сироте, одинокому в этом мире,  еще тяжелее. Ему хочется бросить якорь, найти хоть какую-то пристань. И он полон надежд – это же дитя, которое верит в лучшее, пытается верить в хорошее. Если вы не возьмете его в семью насовсем, то ему можно писать письма, звонить. Ведь самое главное для любого человека – это быть хоть чуточку кому-то интересным и не безразличным. Человек не может жить в эмоциональном вакууме».

     Довольно часто возникновение симпатии к ребенку в силу каких-либо обстоятельств (чаще всего случайных) служит толчком и вызывает желание пообщаться с ним. Например, после передачи по телевидению или прочтения статьи в газете, журнале, где рассказывалось о возможности приглашения в гости, увеличивается число обращений в детские дома с этой просьбой.

     Наличие примера знакомых или родственников, усыновивших или принимавших детей, также побуждает к подобному поступку. А у кого-то произошла особая жизненная ситуация (чаще всего трагедия), сделавшая человека восприимчивым к страданию других.

     Кто-то испытывает потребность в общении (прежде всего люди, у которых свои дети выросли и не живут вместе) или желание, чтобы собственные дети пообщались с другими детьми. «Наши дети выросли, и сейчас, когда мой муж ушел на пенсию, у него появилось много свободного времени, которое он бы хотел с кем-нибудь проводить. Мы бы хотели взять мальчика лет 8-9, чтобы муж мог брать его с собой на футбольный матч  или возиться вместе с ним в гараже».     

     В каких-то случаях под влиянием авторитетного человека появляется желание помочь сироте. Например, в деревне Ельня руководитель сельской администрация приняла активное участие в поиске семей для  воспитанников школы-интерната, сама беседовала, убеждала людей в полезности этого шага для детей. Поверив ей, многие семьи берут детей на каникулы.
 
     В последние годы часто верующие люди, под влиянием духовного наставника обращаются в детские дома (религиозные мотивы). «Я хочу быть патронатной матерью, так как благотворительность является долгом каждого христианина. Если я буду заботиться о бедных детях, которые никому не нужны, я войду в рай».    

     Есть категория взрослых, которые заняты работой и не могут достаточно времени уделять воспитанию ребенка, они ищут сверстника для собственного ребенка, чтобы ему не было скучно. «У меня два сына-подростка, а дочери восемь лет, и она всегда мечтала о сестренке. Я бы хотела  девочку такого же возраста, чтобы они могли вместе играть». Изредка, но в гости приглашают, когда есть собственный ребенок-инвалид, чтобы у него был товарищ. «Нашему сыну шесть лет. Он посещает специальную школу, так как  не может говорить и делать то, что могут делать дети его возраста. Мы думали, что если взять патронатного ребенка его возраста, наш ребенок видел бы, как ведут себя нормальные дети».       
  
     Довольно часто в гости хотят пригласить воспитанника, который заменил бы умершего ребенка, и поэтому приглашают ребенка такого же возраста и пола. «Нашей дочери Линде в этом месяце  исполнилось бы три. Она погибла в автокатастрофе прошлой осенью. Она была красивым ребенком, и никто для нас не может сравниться с нею. Однако мы чувствуем большую потребность любить кого-то и хотели бы помочь другому ребенку – девочке возрастом  от одного года до трех лет».   

     Еще одна довольно распространенная причина – эффект опустевшего гнезда. «Наш дом опустел после того, как младший из моих пятерых детей закончил вуз и начал самостоятельную жизнь. Наши дети все были очень хорошими в детстве – всеми любимые, прилежные ученики – никаких проблем. Мы бы хотели еще кого-нибудь вырастить, и силы для этого есть, и достаток в доме».

     Спасение обездоленного ребенка, сострадание и желание помочь сироте также довольно часто становятся толчком для установления контактов с воспитанниками детских учреждений. «Сейчас в газетах много пишут о страдающих детях и разбитых семьях. Я бы хотела знать, существует ли поддержка этих семей? Я бы хотела как-то помочь как семье, попавшей в беду, так и обществу. Кто-то ведь должен помогать. Почему не я?»   

     Стремление увеличить число детей в семье также является причиной для приглашения в гости. «Мы мечтали, чтобы у нас в семье было не меньше трех детей. Но по разным причинам этого не получилось. Свой единственный уже подрос. Вот хотели братишку и сестренку из приюта в гости пригласить, а потом решить – будем усыновлять или нет».

     Очень редко, но материальная заинтересованность играет роль. «Наши дети еще очень маленькие, и я не могу работать вне дома. Мы думаем, что патронатное воспитание – хороший способ как помочь обездоленным детям, так и обеспечить дополнительный доход для семьи. Ну а начать можно с приглашения в гости».

     Но материальный интерес в подавляющем большинстве случаев не играет роли, многие люди даже не интересуются, оказывается ли какая-либо материальная помощь, а приглашение детей требует определенных затрат на развлечения, поездки, подарки, угощения. Препятствием в большей степени являются предубеждения, которые по-прежнему устойчивы  в обществе, что все дети-сироты – хулиганы, воры, что от них только одни проблемы могут быть в семье, и многим нелегко их преодолеть, чтобы решиться взять ребенка из детского дома в семью.

     По мнению психологов, мотивация может быть и следующей:
– потребность в ощущении собственной необходимости для кого-то;
– стремление ощутить свое величие, вмешиваясь в жизнь человека и изменяя ее;
– желание поучить кого-то, как надо жить;
– стремление почувствовать себя любимым и важным для кого-то;
– доказать самому себе, что умен и крут;
– получить удовольствие от того, что виден результат;
– помочь человеку и вылечить (перевоспитать) его, во что бы то ни стало;
– сделать жизнь своего клиента (другого человека) более счастливой и более здоровой;
– расти в своей профессии;
– удовлетворить свой интерес к жизни другого. 

     Как правильно организовать передачу ребенка в гости?

     Руководителей детского дома терзают сомнения: «Мы не знаем, в какие семьи попадают дети, что они там видят, волнуемся за их жизнь, а вдруг, что случится?» 

     Ответить на это можно, сославшись на опыт тех учреждений, где дети довольно часто посещают семьи.

     Кроме того, можно использовать положения закона Пермской области «О патронатном воспитании»,2    в котором предусмотрена передача на патронатное воспитание на каникулы, выходные и праздничные дни.

     Приводим выдержку из этого закона.
«Статья 9. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание без заключения трудового договора.

1. Воспитанники домов ребенка, приютов, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждений социальной защиты населения могут быть переданы на патронатное воспитание на каникулы, выходные и праздничные дни.
 Основанием для передачи ребенка являются следующие документы:
заявление лица (лиц);
акт обследования жилищно-бытовых условий;
приказ, постановление.
2. В случае передачи ребенка (детей) на период до 30-ти дней издается приказ органа управления образованием (иного органа), выполняющего функции органа опеки и попечительства, при передаче ребенка (детей) на период свыше 30-ти дней издается постановление органа местного самоуправления.
3. Лица, принимающие ребенка (детей), несут ответственность за их жизнь и здоровье в установленном законом порядке.
4. Передача ребенка (детей) на патронатное воспитание в случаях, установленных настоящей статьей, производится без оплаты труда».

     Итак, представителем органа местного самоуправления по месту жительства семьи должен быть составлен Акт о тех жилищно-бытовых условиях, в которые попадает ребенок.

     Примерная форма оформляется на бланке организации, подготовившей акт.

     На основе Акта обследования заявителю может быть выдано разрешение органа опеки и попечительства примерно такой формы.

     После того, как будет решен вопрос о том, какой конкретно ребенок или дети пойдут в гости, должно быть написано заявление на имя руководителя детского учреждения, которое может быть примерно такого содержания.

     На основе этих документов выходит приказ по учреждению, а если ребенок будет отсутствовать больше 30 дней, следует принять постановление органа местного самоуправления о временном размещении ребенка в семье.

     В заключение хотелось бы отметить, что, отпуская ребенка, нужно передать сопровождающим его лицам, кроме копии приказа, заверенную копию свидетельства о рождении ребенка, медицинский страховой полис (или его заверенную копию).

Журнал Детский дом № 14
Автор: Г.С. Красницкая
Источник: Журнал «Детский дом» № 14
Опубликовано на сайте: 19 октября 2005 года

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь