УЧРЕЖДЕНИЯ, ПЕРЕДАЮЩИЕ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ. Никольский детский дом

0
121

ПРОЕКТ «ГОСТЕВАЯ СЕМЬЯ» (Никольский детский дом)

 

Описание проблем, на решение которых направлен проект:

1. В последние годы отмечается значительный рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и все они, как правило, попадают в детские дома. Крайне незначительное количество воспитанников детского дома (особенно школьного возраста) обретают новую семью через усыновление или опеку. Практически не работает такая форма устройства детей-сирот, как приемная семья.

2. Финансирование детского дома практически по всем статьям расходов крайне недостаточно. Это, а также переполненность детского дома приводит к тому, что условия пребывания детей в детском доме далеки от оптимальных.

3. Находясь в условиях детского дома на полном государственном обеспечении, воспитанники не получают в достаточном объеме набор знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной жизни в современном обществе. В будущем воспитанники испытывают значительные сложности с устройством на работу, созданием и сохранением семьи, воспитанием собственных детей.

4. Воспитанники в детском доме испытывают недостаток персонального внимания и заботы, которая носит коллективный характер, так как один воспитатель на 12 — 15 детей просто физически не может ее обеспечить. Пребывание в условиях «четырех стен» обедняет кругозор и эмоциональный мир ребенка. Постоянное пребывание в условиях коллектива, скученность, невозможность уединиться приводит к появлению агрессивности, тревожности, накапливанию психологической усталости.

 

Цель проекта:

Создание условий для социально-психологической реабилитации воспитанников детского дома через «гостевую семью»

Гостевая семья — семья или отдельный гражданин, поддерживающий постоянное общение с воспитанником, и забирающий определенного воспитанника(ков) на выходные, праздничные и каникулярные дни из детского дома.

 

Задачи проекта:

1. Психологический отдых воспитанников от пребывания в учреждении

2. Расширения жизненного кругозора воспитанников, помощь в развитии их интересов и склонностей, подготовка к сознательному выбору профессии, организация их досуга. Повышение у воспитанников мотивации к учебе и труду через общение с гостевой семьей.

3. Снятие последствий материнской депривации через персональное внимание и заботу о воспитаннике, повышение его уверенности в своих силах и формирование адекватной самооценки.

4. Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни через знакомство с образом жизни семьи, ее бытом.

5. Формирование у воспитанников знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной жизни

6. Пропаганда социальной ответственности граждан перед менее защищенными группами населения, привлечение внимания к проблеме адаптации детей из детских домов.

7. Разгрузка персонала детских домов — что дает им возможность больше внимания уделять оставшимся детям.

 

Нормативно-правовая база проекта:

Данный проект базируется на существующей нормативно-правовой базе, позволяющей желающим гражданам подать документы и получить разрешение органов опеки забирать воспитанников на выходные, праздничные и каникулярные дни из детского дома.

Инструктивное письмо Комитета образования Ленинградской области №2109-06/28 от 23.10.2001 «О порядке передачи воспитанников детских домов, школ-интернатов и специальных школ, ПУ и ПЛ (детей до 18 лет), лишившихся попечения родителей в каникулярное время, праздничные и выходные дни к родственникам или другим лицам»

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

Конвенция ООН о правах ребенка

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

 

История вопроса

Традиционно, ребенка из детского дома на каникулы, в выходные и праздники забирали к себе домой родственники (как правило, бабушки и дедушки). В последние годы наблюдается незначительное увеличение количества и других лиц (помимо родственников), желающих забирать детей в не учебное время в свою семью. Основной мотив — сострадание к детям-сиротам, желание облегчить их жизнь, подарить свое внимание и заботу. В связи с тем, что на усыновление или оформление опеки решается крайне незначительное число граждан, такая форма, как гостевая семья, приобретает особо важное значение.

 

Этапы развития проекта

1. Подготовительный этап

Пропаганда проекта «гостевая семья» через средства массовой информации, личные контакты.

Проведение собеседования с кандидатами, консультации по вопросам «гостевой семьи»

Знакомство кандидатов с детьми, подбор пар «ребенок-семья»

Сбор кандидатами необходимых документов для оформления разрешения органов опеки, получение разрешения.

2. Основной этап

Непосредственная работа — воспитанники забираются на выходные, праздничные и каникулярные дни в оформившие гостевые разрешения семьи.

3. Заключительный этап

Весьма условное название, в данном проекте здесь имеется в виду подведение итогов, обобщение и систематизация опыта, проведение работы по расширению круга лиц, желающих брать детей-сирот к себе домой.

 

Технология развития проекта

Условно эту технологию можно обозначить так. Желающие и прошедшие отбор кандидаты, заранее познакомившиеся с детьми, собирают необходимые документы (приложение №1) и получают от органов опеки разрешение забирать конкретных детей на выходные праздничные и каникулярные дни из детского дома (приложение №2). Разрешение органа опеки выдается на один календарный год, при желании продляется в установленном порядке.

Далее, граждане, получившие такое разрешение, приезжают в детский дом, пишут заявление на имя директора (приложение №3) и забирают воспитанников (при отсутствии у последних замечаний по учебе и поведению и нормальном состоянии здоровья). Забирать можно как на несколько часов, так и на несколько недель, месяцев (например, на летние каникулы). В заявлении обязательно указывается, когда будет возвращен ребенок. Дети могут забираться как с ночевкой, так и без (утром забирают, вечером привозят). Форму проведения этого времени определяет «гостевая семья» и согласует с администрацией детского дома. Это может быть посещение кинотеатра, цирка, театра, зоопарка, различные экскурсии, поход в кафе, или просто нахождение ребенка в домашней семейной обстановке. За все время, когда ребенок забран из детского дома, гражданин, взявший ребенка, несет ответственность за его жизнь и здоровье.

Гражданин, оформивший разрешение и желающий забрать ребенка, лично приезжает в детский дом, пишет заявление на имя директора, забирает ребенка, а в указанное время лично привозит его обратно. Перед тем, как забрать ребенка, желательно побеседовать с воспитателем ребенка, узнать про его успехи в школе, поведение, если нужно — взять домашние задание, учебники и тетради для ребенка. В отдельных случаях по согласованию с директором возможно, что воспитанник будет посажен в автобус или маршрутное такси в Никольском, а на станции метро Рыбацкое его встретит гражданин, забирающий ребенка. В таком же порядке в исключительных случаях можно и привезти ребенка обратно. Заявление при таком варианте пишется заранее и передается в детский дом любым удобным способом.

Гражданин, оформивший разрешение, имеет право получить компенсацию на питание ребенка в денежном выражении или продуктами питания. Она рассчитывается, исходя из нормы питания одного воспитанника в детском доме в сутки (март 2005 г. — 74 рубля). О получении денежной компенсации или продуктов питания гражданин должен написать личное заявление каждый раз, когда забирает ребенка, на основании этого заявления пишется приказ и ребенок снимается с питания в детском доме на это время.

Продукты питания получаются в детском доме у кладовщика согласно приказа директора в будние дни и рабочее время, по предварительной договоренности. Продукты может получить только лично заявитель, в чем он должен расписаться.

Деньги получают в бухгалтерии администрации г.Никольское 1 раз в месяц по предварительной договоренности с бухгалтером.

 

Дополнительное финансирование проекта:

Дополнительное финансирование проекта планируется осуществлять из внебюджетных источников с целью активизации и привлечении новых желающих участвовать в «гостевой семье». Дополнительное финансирование возможно при условии поступления благотворительных целевых средств от частных граждан, благотворительных фондов и организаций, других юридических и физических лиц.

Данные денежные средства собираются и хранятся у одного из членов Клуба Питерских Родителей, который будет выбран общим решением как казначей. Казначей будет отвечать за организацию и учет дополнительного финансирования и расходования денег. Порядок дополнительного финансирования определяется членами Клуба Питерских Родителей и согласовывается с директором детского дома.

 

Ориентировочные нормы дополнительного финансирования на одного ребенка:

· транспортные расходы — 100 рублей
· досуговые мероприятия — 150 рублей
· питание во время проведения досуговых мероприятий — 50 рублей
Итого, общая сумма на одного ребенка — 300 рублей в сутки.

В зависимости от уровня дополнительного финансирования эти нормы могут быть пересмотрены.

Если ребенок берется более, чем трое дней (например, каникулы), сумма финансирования на одного ребенка рассчитывается как 300 рублей за каждые 5 полных дней.

 

Ожидаемый результат проекта:

Основным результатом планируется повышение уровня социальной адаптации воспитанников детского дома через формирование необходимых знаний, умений и навыков, развитие интересов и склонностей детей, нейтрализацию негативных последствий от пребывания в условиях детского дома, развитие позитивных личностных качеств.

 

Проект подготовлен:

Директором Никольского детского дома Тосненского района Ленинградской области, руководителем высшей квалификационной категории Евдокимовым Юрием Александровичем, при активном участии членов Клуба Питерских Родителей.

 

Контакты:

www.nikolsky.detdom.ru/

187026 Ленинградская область, Тосненский район, г.Никольское, пр.Советский, дом 160 А

(81361) 53-732

 homekids[at]rambler.ru; homekids[at]mail.ru

Директор: Евдокимов Юрий Александрович

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь