Создание единого образовательного пространства для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала дошкольника

0
40

Создание единого образовательного пространства для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала дошкольникаСоздание единого образовательного пространства для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала дошкольникаГ.М.Карташова, А.А.Лен МОУ СОШ №12 г. Томска

В «Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 годы» предусмотрено появление новой ступени системы общего образования — предшкольного образования, обеспечивающей равные стартовые возможности для детей 5-7 лет. При этом речь идет не о “выравнивании” детей по сумме освоенных ими знаний и умений, а об обеспечении каждому ребенку, независимо от места его проживания и принадлежности к определенной социальной группе, возможности подготовиться к школьному образованию. В соответствии с решением коллегии Департамента общего образования Администрации Томской области от 22.08.2006г. «О проекте Программы эксперимента по организации предшкольного образования в общеобразовательных учреждениях Томской области на 2006-2009г.», и в целях координации мероприятий по подготовке и введению предшкольного образования на базе общеобразовательных учреждений 1 сентября 2006 года мы открыли первую предшкольную группу. За плечами три года творческого поиска по созданию целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для интеллектуального, физического, психического развития детей дошкольного возраста. От уровня дошкольного воспитания зависит успешность жизни ребенка. Андрей Фурсенко: «Главная цель предшкольной подготовки — выравнивание стартовых возможностей будущих школьников, чтобы у них не возникало стрессов, комплексов, чувства унижения, которые могут отбить желание учиться на все последующие годы». Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.
Реализация данной цели предполагает решение ряда задач:
1.Разработка содержания, обеспечивающего воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
2.Развитие эмоциональной и познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи); формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
3. Развитие творческих способностей детей, которые проявляются в различных видах изобразительной деятельности и ручного труда (рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование); музыкальной деятельности (пение, танцы); театрализованной деятельности (сюжетно-ролевая и режиссерская игра); эстетической деятельности (приобщение к изобразительному искусству и народному творчеству).

Создание единого образовательного пространства для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала дошкольникаСоздание единого образовательного пространства для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала дошкольника

Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды, способствующей обучению в режиме смены динамических поз. Физическое и моторное развитие является очень важным компонентом, определяющим готовность ребенка к обучению. Ребенок должен двигаться и быть на воздухе достаточное количество времени. Жизнь ребенка в группе подготовки к школе должна быть организована так, чтобы сохранить и укрепить его здоровье: сухой бассейн помогает повысить двигательную активность детей и улучшить антропометрические показатели развития. Массирующее воздействие шариков способствует развитию у детей тактильной чувствительности, яркие цвета шариков стимулируют зрительное восприятие. Игры в бассейне улучшают самочувствие и эмоциональное состояние. Лежа в бассейне можно принять комфортную позу и расслабиться. Постоянный контакт всей поверхности тела с шариками создает мягкий массажный эффект, обеспечивает глубокую мышечную релаксацию.

Учебный процесс построен на базе моторно-раскрепощённой телесной вертикали, на базе свободы дальнего зрения и образного строя: по стенам и на потолке размещёны предметные картинки, цифры, буквы («Методика сенсорно-координаторных тренажей с помощью меняющихся зрительно-сигнальных сюжетов» профессора В.Ф.Базарного); дети находятся в постоянном движении и поиске (более 5-ти минут не сидят за партами).

Программу подготовки к школе выстраиваем на основе авторской методики академика Российской академии образования Марьяны Михайловны Безруких. Результаты ее научных исследований позволяют разработать комплексные методики раннего прогнозирования и диагностики школьных трудностей у учащихся, определять их психофизиологические основы и предлагать такие формы и методы индивидуальной работы, которые снимают напряженность и стресс (здоровьесберегающие методики обучения). Для каждого ребенка подбираются индивидуальные задания по результатам:
— психологического тестирования
— диагностики уровня интеллектуального развития, развития речи, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, организации деятельности.
Комплексную оценку по тестам М.М.Безруких проводим по 10 блокам и оцениваем баллами, что позволяет выявить те факторы риска в развитии, которые могут вызвать школьные проблемы, затруднить процесс обучения: 28-35 баллов в блоке – можно считать эту сторону развития хорошо сформированной; 14-17 баллов в блоке – с ребёнком необходимо серьёзно работать; ниже 14 баллов в блоке – необходимо обратиться к специалисту.
Сводная ведомость общего развития дошкольников.
Сентябрь 2008 года.
Группы
Уровень развития
Социальное развитие
Организация деятельности
Общее развитие
Развитие внимания и памяти
Речевое развитие
Развитие движений и пространственная ориентировка
Зрительно-пространственное восприятие и зрит-моторные координации
Личностное развитие
Здоровье
Определение ведущей руки

Задача социального развития – формирование коммуникативных навыков и этических ценностей общения в игровой, учебной деятельности, в повседневных ситуациях. С помощью театрализованных игр корригируются типичные для этого возраста эмоциональные и личностные нарушения: страх, тревога, агрессия, неадекватная самооценка, развиваются навыки общения со сверстниками. Умение педагога войти в игровую ситуацию помогает решить задачу взаимопонимания между взрослыми и детьми. Работа поставлена так, что занятия представляют собой синтез современных методов, в том числе игротерапии, арттерапии, психогимнастики, сказкотерапии.

Разновидность театральных игр (пальчиковый, настольный, кукольный, драматический) позволяет использовать их во всех режимных моментах учебно-воспитательного процесса. Возможности театральной игры уникальны, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на эмоционально-волевую сферу ребенка. Психологи очень хорошо знают: преодолимо только то, что человек сам считает преодолимым. Ребенок не должен приходить в школу с убеждением, что у него ничего не получается. Поэтому очень важно не сформировать этот комплекс на этапе предшкольной подготовки. Мы должны научить ребенка чувствовать свое эмоциональное состояние, снимать напряжение. Наш девиз – ситуация успеха для каждого. Давай ребёнку только то задание, с которым он сможет справиться! Известно, что наиболее интенсивно развитие личностных качеств и психических новообразований осуществляется в дошкольном возрасте. Именно в этот период запускаются основные психологические механизмы, предопределяющие качественные характеристики развития памяти, мышления, воображения, творческих способностей. Если взрослые упускают этот благоприятный период, они неизбежно сталкиваются с явлением, название которому в свое время дал педагог-практик Б. Никитин: «НУВЕРС» – Необратимое Угасание Возможностей Естественного Развития Способностей. Когда мы считаем, что творческое развитие – это урок рисования, пения, мы глубоко ошибаемся, потому что без творчества ни письму, ни чтению, ни окружающему миру, ни восприятию себя научить невозможно. Приоритетным методом обучения дошкольников является игра, что обусловлено возрастными особенностями детей 5-6 лет: они плохо воспринимают повторяющиеся, регламентированные, монотонные занятия. Именно в игровой деятельности сохраняется и развивается индивидуальность ребёнка, готовность его к активному взаимодействию с окружающим миром.

Мощный ресурс творческого развития – это использование развивающих игр во всех режимных моментах: кубики Никитиных, цветные счётные палочки Кюинзенера, логические блоки Дьенеша, которые способствуют:
• Развитию восприятия, памяти, внимания, мышления, воображения
• Развитию мыслительных операций (анализа и синтеза)
• Ознакомление с геометрическими фигурами, формой и размером
• Формированию представления о числе, цвете, размере
«Рамки и вкладыши Монтессори» развивают детей в нескольких направлениях:
• Вырабатывают умение узнавать и различать форму плоских фигур и их положение на плоскости (зрительно и на ощупь)
• Готовит детей к овладению письмом – вырабатывает умение владеть карандашом, умение проводить линии по линейке, различать границы фигур и видеть линии-контуры
• Знакомит с геометрической терминологией
Использование комплекса игр С.В.Коноваленко «Чтобы думать быстрее…» (числовые и смешанные таблицы-тренинги) способствует:
• Развитию концентрации внимания и памяти
• Повышению скорости мыслительных операций
• Являются тренажёром для глазных мышц

Для развития мелкой моторики и пальцевого праксиса используем пружинные и шариковые массажёры (Су Джоки). Ежедневное их применение в течение 15-20 минут:
• Улучшает кровообращение
• Оказывает благотворное влияние на эмоциональное состояние
• Способствует снятию усталости
• Опосредованно стимулирует действие речевых зон коры головного мозга
• Совершенствует психические процессы (внимание, память), тесно связанные с речью
• Облегчает усвоение навыка письма
Стимуляция массажёрами точек (БАТ) эффективно лечит многие заболевания, стимулирует работу всех внутренних органов. Массаж кистей и пальцев рук заменяет общий массаж тела, способствует повышению тонуса, работоспособности, оказывает общее профилактическое действие.
Эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребёнка является ручной труд (искусствотерапия), занятие которым способствует развитию сенсомоторики, координации движений, развивает сферу чувств, разум, творческие силы:
• биссероплетение,
• лепка из солёного теста,
• поделки из природного материала (фитодизайн)
• оригами
Искусствотерапия способствует развитию ребёнка в быту, игре и обучении, формированию здорового образа жизни, помогает выровнять одностороннее развитие и преодолеть специфические проблемы поведения. Ребёнку ненавязчиво предлагается деятельность, в которой он может участвовать в соответствии со своими способностями и возможностями.
Анкетирование воспитанников и их родителей показывает, что дети стали ощущать больший эмоциональный комфорт, с удовольствием посещают школу, заметно возросла активность ребят на занятиях. У многих будущих учеников повысилась самооценка, появилась вера в свои силы.

Литература:

1. И.В. Рахновская. Вместе: играем, учимся, переживаем. Москва, 2004
2. Т.П. Хризман. Эмоции, речь и активность ребёнка. Москва, 1991
3. В.Ф.Базарный. Нервно-психическое утомление учащихся в традиционной школьной среде. Сергиев Посад, 1995
4. В.В.Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. Санкт-Петербург, 1997
5. С.В.Коноваленко. Чтобы думать бустрее…Москва, 2003

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь