Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе младших школьников

0
40

Использование здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе младших школьниковПрезидент Российской Федерации Д.А. Медведев утвердил национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Инициатива направлена на постепенный переход к новым образовательным стандартам, развитие системы поддержки талантливых детей, совершенствование учительского корпуса, изменение школьной инфраструктуры и что продолжает оставаться важным это – сохранение и укрепление здоровья школьников. Актуальным в настоящее время становится формирование в образовательных учреждениях здоровьесберегающей среды. Большой опыт в этом направлении накоплен рядом школ нашего города. Поделиться находками в области использования здоровьесберегающих технологий в начальной школе мы попросили учителя МОУ СОШ №25 Петрову Татьяну Ивановну.

Актуальность

Здоровье человека – проблема достаточно актуальная для всех времен и народов, а в настоящее время она становится первостепенной. Актуальность темы здорового образа жизни подтверждают и статистические показатели. По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, в последние годы наметились следующие негативные тенденции — физиологически зрелыми рождаются не более 14% детей, значительно снизилось число абсолютно здоровых детей (их остаётся не более 10-12%).

Исследованиями отечественных и зарубежных учёных установлено, что здоровье человека лишь на 7 – 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни.

Воспитание уважительного отношения к здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов — медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. И педагог может сделать для здоровья воспитанника школы не меньше, чем врач. Учитель должен обучаться психолого-педагогическим технологиям, позволяющим ему самому работать так, чтобы не наносить ущерба здоровью своих воспитанников на своих уроках.

Образовательная среда должна быть здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей

Понятие «здоровьесберегающие технологии» как раз и интегрирует все направления работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся.
Проблема

Обратиться к теме «школьного» здоровья заставляет сама жизнь: ухудшение здоровья подрастающего поколения достигло масштабов национальной проблемы.

Большой проблемой образовательного процесса вообще и особенно – на этапе начальной школы является быстрая утомляемость учащихся, низкая двигательная активность.

Почему это происходит? Видимо, все дело в том, что взрослые ошибочно считают: для ребенка самое важное – это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя болит голова, если твой организм ослаблен болезнью? Меня, как учителя начальных классов, это ориентирует, прежде всего, на постоянный поиск ответа на вопрос, как вызвать у учеников желание быть здоровым, как стимулировать интерес обучающихся к здоровому образу жизни. Что нужно сделать, чтобы школа, как важнейший социальный институт, внесла достойный вклад в решение проблемы здоровья школьников? Какие есть способы профилактики утомляемости у младших школьников в условиях современного урока? Ответ на этот вопрос я попыталась найти.

Свою работу я начала с изучения теоретического материала.

На основе изученной литературы можно выделить основные требования к качественному уроку в условиях здоровьесберегающего образования.

Рассматривая учебный процесс с позиции роли в нём движений, установлено следующее:
движение должно быть неотъемлемой частью любого обучения;
недостатки в движениях снижают уровень физических функций, задерживают развитие, вызывают затруднения в усвоении школьной программы;
знание учителем взаимосвязи между движениями и учебным процессом позволит учителю использовать разнообразные формы организации двигательной активности, работоспособности, внимания, восприятия.

Объём двигательной деятельности ребёнка в течение дня должен быть достаточным для стимулирующего влияния на организм, содействуя разностороннему его развитию.

Комплекс мероприятий по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс.

Какие же комплексы мероприятий по внедрению здоровьесберегающих технологий используются в учебно-воспитательном процессе?

1. Создание благоприятного психологического климата на уроке

2. Нетрадиционные формы уроков

3. Авторские здоровьесберегающие методики:

1. методика Сиротюк Л.А. (кинезиологические упражнения)
Упражнения на снятие психоэмоционального напряжения
2. методика Базарного В.Ф.
3. методика Стрельниковой А.Н. (дыхательные упражнения)
4. Су-джок
5. Вводная гимнастика
6. Пальчиковая гимнастика
7. Логоритмика
8. Физкультурные минутки и паузы во время уроков
9. Игровые двигательные переменки

Вывод: эффективность использования данных видов деятельности состоит в том, что они повышают работоспособность детей, активизируют познавательный интерес и обеспечивают успешность ребенка в процессе обучения. Все эти показатели благотворно воздействуют на психику ребенка, на его состояние физического и психического здоровья.

Практический материал:

Авторский сценарий урока с использованием здоровьесберегающих технологий.

Уважаемые коллеги, рада буду ответить на ваши вопросы, также прошу Вас поделиться опытом и высказать свою точку зрения на проблему сохранения здоровья школьников.
Петрова Т.И.
http://portal.imc.tomsk.ru/index.php/blogs/viewpost/64

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь