Сущность Христианства (основные составляющие)

0
54
 

ЕДИНСТВО БОГА С ЧЕЛОВЕКОМ И ВСЕМ СУЩИМ

«Бог не есть сущность» — Максим Исповедник

«Свет остаётся светом, хотя слепой и не видит его»

«Бог назван Светом не по своей природе, но согласно Его энергии» — Св.Григорий Палама

«Доколе свет в вас, веруйте в свет, да будете Сынами Света» ( Ин. гл. 12, ст. 36)

«Пребывая в любви, в Боге пребываешь» (1 Иоанн 4:16)

«…Оба положения, что Бог есть и что Он не есть могут быть допустимы в созерцаниях о Боге» — Максим Исповедник

«Мы познаем Бога нашего по действованиям» (Василий Великий)

«Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:11)

«Пребудьте во Мне, и Я в вас» (Ин. 15:4)

«Вселюся в них и похожду, и буду им Бог» (2 Кор. 6:16)

«Как Ты, Отче, во Мне и Я в Тебе, так и они будут в нас Едино» (Ин. 17:21)

«Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал.2:20)

«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф, 25:40)

«Я человек, но имею задание стать Богом» — Василий Великий

«Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом» — Афанасий Великий

«Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» — Афанасий Александрийский

«Благодать есть Небесный внутри тебя Огнь» — Макарий Египетский

«Да даст вам крепко утвердиться Духом Его во внутреннем человеке, верою вселиться Христу в сердца ваши» (Ефес. 3,16-17)

Апостол Павел: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!» (Гал. 4, 19)

«Научитесь не от Ангела, не от человеков, не от книги, но от Меня, от Моего в вас вселения и сияния и действия»

«…Человек никогда не может быть истинно добрым, как бы ни желал ты, если не вселится в него Бог; ибо никтоже Благ, токмо Бог» — Ант. Великий «Добротолюбие»

«Тела наши Храм живущего в нас Святого Духа есть» (1 Кор.6:19)

«Мы Храм Божий есмь» (1 Кор.3:16)

» Создадим человека по образу Нашему» (Быт.1,26)

«Старец Амвросий при жизни своей часто являлся в чувственном виде, не во сне, во сне это понятно, — давал советы, избавлял от опасностей. Когда его спросили об этом, как он, не выходя из келии, является некоторым наяву, он ответил: «Это не я, это — мой ангел»…» Наставления старца Варсонофия

Познание Бога

«…разум и природа доводят человека до богопознания. Первый, исследуя, что не может быть действия без причины, и по лествице осязаемых вещей восходя от низших к высшим, наконец достигает до главной причины Бога. Вторая, на каждом шагу раскрывая удивительную премудрость, стройность, порядок, постепенность, даёт основательный материал для лествицы, ведущей от конечных причин к бесконечной. Таким образом, естественный человек естественно приходит к познанию Бога. Потому-то ни одной нации, ни одного племени дикого не бывало и нет без какого-либо понятия о Боге. Вследствие сего понятия самый дикий островитянин без всяких сторонних побуждений, как бы невольно возводит свой взор к небу, падает на колени, изводит непонятный для него, но необходимый вздох, чувствует непонятно влекущее его в высоту, что-то нудящее к чему-то неведомому… Из сего основания происходят все естественные религии, при этом весьма замечательно то, что повсеместно сущность или душу всякой религии составляет тайная молитва, ознаменовывающая себя каким-либо видом движений и явного жертвоприношения, более или менее искажённого тьмою грубого и дикого понятия людей языческих!»

«Просите и дастся вам»

Ещё говорил Старец [Амвросий Оптинский]: где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного». А иногда прибавлял к этому: «где нет простоты, там одна пустота»

«Всякое Евангельское повествование имеет всегда два значения, два смысла: одно внешнее, всем понятное, а другое — внутреннее, глубокое, таинственное, не для всех понятное». Из Оптины

«…Оба положения, что Бог есть и что Он не есть могут быть допустимы в созерцаниях о Боге» — Максим Исповедник

Любовь к Богу

«Возлюби Господа Бога Твоего всем Сердцем и всем помышлением твоим» (Мат.5,44)

Имя Господне

«Всуе произносится Имя Господне, во грех себе и во осуждение» (Второз. 5:11)

 

«ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ ВНУТРИ ВАС ЕСТЬ»

«Царствие Божие внутри Вас есть» ( Лук.17, 21 )

«Царствiе Божие, сказал Господь, внутри вас; да, оно в нас: но многие ли из мирян дадут понятие, что это за небесное царствие, между тем как афонец, если не объяснит его словами, то скажет просто, что здесь в сердце — точно рай, а как описать, нет силы, потому что райское наслаждение можно только чувствовать, и достигать его; но слов о нем нет на языке человеческом; на это надобен язык Ангельский …»

«Царствие Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12)

«Царствие Божие пришедшее в силе» (Мф. 10:1)

«Чему подобно Царствие Божие? Оно подобно закваске, в которую женщина взявши положила в три меры муки, пока не вскипело всё» (Лк 13:20-21)

«Как Ты, Отче, во Мне и Яв Тебе, так и они будут в нас Едино» (Ин. 17:21)

«Будьте во Мне и Аз в вас» ( Иоанн 15,4 )

«Духа не угашайте» (1,Сол.5,19)

«Облещися во Христа»

«Ибо Тот, Кто в вас, больше Того, Кто в Мире» ( 1 Иоан.4,4 )

«Авва! Отче»

«Даждь ми твоё Сердце»

«Кая польза человеку, аще весь мир приобрящет, Душу же свою отщетит ?» ( Мат.16,26 )

 

СЕРДЦЕ

«Очисти сердце — тогда и поймёшь!» — Амвросий Оптинский

«В сердце жизнь, там и жить надобно» — игумен Харитон

«Деятельность Духа происходит по преимуществу в сердце, и совесть есть результат её действия» (Рим.2:15)

«Верою вселяется Христос в сердца наши» (Еф.3:27)

«От сердца бо исходят помышления» (Мт. 15:11-19)

«Из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15:18)

«Аз сплю,а сердце моё бдит» ( Песн. песн. 5,2 )

 

ОЧИСТИ СЕБЯ ОТ СКВЕРНЫ

Чем более кто приближается к Богу,тем более он видит себя грешным.

«Очисти сердце — тогда и поймёшь!» — Амвросий Оптинский

«Если хочешь прогнать помыслы и очистить ум, молитвою прогоняй их, ибо кроме молитвы ничем не можно удержать мысли» — Св.Григорий Синаит

«Иисусовым Именем побеждай мысленных врагов, кроме сего оружия не найдёшь иного» — Св.Иоанн Лествичник

«Молитва, хотя бы от нас, наполненных грехами, тотчас очищает…» — Иоанн Златоуст

 

МОЛИТВА

«Блюдите, бдите и молитесь» ( Мр.13,33 )

«Бдите и молитеся, да не внидете в напасть»

«Дух мой молится, а ум мой без плода есть» ( Ап.Павел )

«Не вемы, како или о чесом молимся» ( Ап.Павел )

«Исповедуйте друг другу согрешения, и молитеся друг за друга, яко да исцелеете. Много бо поможет молитва праведного поспешествуема» ( Ап.Иаков )

«Молитеся за Нас, уповаем бо яко добру совесть имамы во всех добре хотящих жити» ( Ап.Павел в послании к Евреям )

«Некто спросил монаха: кто тебя научил молиться? Он ответил: бесы. — Как бесы? — Да так. Они меня бороли разными помыслами, а я отбивался от них молитвой…» -Амвросий Оптинский

«Молю убо прежде всех (прежде всего) творити молитвы» ( Апостол Павел ( 1 Тим.2,1)

«Никто не должен представлять ответа, что невозможно всегда молиться занятому жизненными попечениями, или не могущему быть в храме. Везде, где бы ты не находишься, можешь поставить жертренник Богу в уме твоём посредством молитвы» — Св.Иоанн Златоуст

«Молитва, хотя бы от нас, наполненных грехами, тотчас очищает…» — Иоанн Златоуст

«Молиться как-нибудь состоит в нашей силе; а молиться чисто есть дар благодати» — Марк Подвижник

Молитва Иисусова

«Когда у вас бывают какие-либо мечтания, вы им не противоречьте сами, а бросайте в них камнем. Камень же есть имя Христово, Иисусова молитва… Помыслы отогнать не в вашей силе, а не принять их — в вашей. Имя Иисусово отгоняет их.» Наставления старца Варсонофия

«Непрестанно молитесь»

«Непрестанно молитесь» ( 1 Сол.5,16-17 )

«Непрестанно молитесь, о всем благодарите, ибо такова о Вас воля Божия во Христа Иисуса» (1 Фес.5:17,18)

«Оные Апостольские словеса : непрестанно молитеся — должно разуметь о творимой умом молитве : ум бо может всегда вперен в Бога и непрестанно Ему молиться» — из книги святителя Димитрия «Духовное обучение внутреннего человека».

В молитве важно качество

«Сии люди устами чтут Мя; Сердце же их далече отстоит от Меня»

«Не всяк глаголящий Мне: Господи, Господи внидет в царствие Небесное»

«Хощу пять словес умом моим глаголати, нежели тьмы словес языком»

Частость молитвы

«О чесом помолимся, яко же подобает, не вемы» (Апостол Павел(Рим.8,26)

«При омрачении души нечистыми помыслами, Иисусовым Именем побеждай супостатов, часто повторяя оное. Крепче и успешнее сего оружия не найдёшь ни на небеси, ни на земли» — Св.Листвичник

«Знай, что никто не может удержать ума своего сам, а потому при нечистоте мысли чаще и многократнее призывай Имя Иисуса Христа, и помыслы сами собою утихнут» — Св. Григорий Синаит

«Если ты не имеешь силы к воздержанию и подвигам деятельным, то знай, что Господь молитвою хочет спасти тебя» — Иоанн Карпафийский в 4-й части «Добротолюбия»

«УМНОЕ ДЕЛАНИЕ»

«Сядь безмолвно и уединённо, преклони главу, закрой глаза, потише души, воображением смотри внутрь Сердца, своди ум, т.е. мысль изголовы в Сердце. При дышании говори : «Господи Иисусе Христе, помилуй мя ! «, тихо устами, или одним умом, старайся отгонять помыслы, умей спокойное терпение, и чаще повторяй сие занятие» — Св. Симеон Новый Богослов

«Если несколько потрудившись, ты не возможешь войти в страну сердечную так , как тебе было растолковано, то сделай, что я скажу тебе, и при помощи Божией найдёшь искомое. Знаешь, что способность словопроизношения находится у каждого человека в гортани. Сей способности, отгоняя помыслы (можешь если захочешь) и дай беспрестанно говорить сие : «Господи Иисусе Христе, помилуй мя ! » — и понудься всегда произносить оное. Если некоторое время в сём пробудешь, то отверзется тебе чрез сие и сердечный вход без всякого сомнения. Это дознано по опыту» — преподобный Никифор монашествующий

«Не только нам самим подобает по заповеди Божией молиться непрестанно, во имя Христа, но надлежит учити и открывать сие и прочим, всем вообще монахам, мирянам, мудрым, простым, мужам, жёнам и детям, и возбуждать во всех усердие к непристанной молитве» — Св.Григорий Фессалоникский

«Должно научиться призыванию имени Божия более, нежели дыханию, во всяком времени и месте и деле. Апостол говорит : непрестанно молитеся…» — Пётр Дамаскин, 3-я часть, лист 48

Наставник

«Каждый должен найти своего духовного отца. «Молитвами и слезами, — говорит нам преп. Симеон Новый Богослов, — умоли Бога послать тебе руководителя бесстрастного и святого» [4, стр.205].

«- А что значит быть в молитвенном общении?

   — Зачем тебе это? Молись Богу, исполняй заповеди, а знание этого само в своё время придёт …

   — А духовника своего слушаться как старца надо и целиком свою волю ему отдавать?

   — Как старца. Только надо искать такого духовника, который будет соблюдать не свою, но Божию волю.

   — А как его найти?

   — Молись, и Господь пошлёт. Своего духовника и со спины узнаешь …»

«При упражнении во внутреннем Сердечном делании, потребен истинный и сведущий наставник. Если же такого нет, то следует прилежно искать : если не находишь, то с сокрушением Сердца призови Бога в помощь почерпать наставление и руководство в учении Св.Отцов и поверять себя Словом Божиим, изображённым в Священном Писании» — преподобный Никифор Монашествующий

Безмолвие и безмолвники

«Когда на одну сторону положим все дела жития сего, а на другую молчание : тогда найдём, что оно перевешивает на весах ( сл.41 ). Творящих знамения, и чудеса и силы в мире, не сравнивай с безмолвствующими с ведением. Бездейственность безмолвия возлюби паче, нежели насыщения алчущих в мире, и обращения многих народов к Богу. Лучше тебе самого себя разрешить от уз греха, нежели рабов освободить от рабства» ( сл.58 ) — Св.Исаак Сирин

«Безмолвие — есть Матерь молитвы, возвращение из греховного плена, нечувствительный успех в добродетелях и непрестанное восхождение на небо» — Св.Иоанн Лествичник

Святость

Однажды я спросил своего учителя о том, как можно распознать религиозного человека. И мой учитель ответил: «Это не то, что он говорит, и не то, каким он кажется, а атмосфера, которая создаётся в его присутствии. Вот что является свидетельством. Ибо никто не в состоянии создать атмосферу, не принадлежащую его духу»

«Монах тот, кто, от всех отделясь, со всеми состоит в единении» — Нил Сорский

«На свете существует лишь два рода людей: праведники, считающие себя грешниками, и все остальные, то есть грешники, считающие себя праведниками.»

Златоуст говорит: «Если хочешь узнать истину о себе, ищи её у врагов — они тебе скажут»

 

ВЕРА

«Господи, приложи нам веру»

«Без веры невозможно угодить Богу» ( Евр.11,6 )

«Иже без веры, осуждён бедет»

«Аз же молихся о Тебе, да не оскудеет вера твоя» ( Иисус Хр. Апостолу Петру )

«Вера не устанавливается большинством голосов. Тот, кто в большинстве голосов видит признак истинности веры, не знает того, что есть вера.»

Вера без дел мертва

«Вера без дел мертва есть»

Всё учение Христа в том, чтобы исполнять Его заповеди. Войдут в Царство Небесное не те, кто говорит: «Господи! Господи!», а те, кто исполняет волю Отца.

Исполнять надобно все Заповеди

«Иже бо весь закон соблюдает, согрешит же в едином, быть всем повинен» ( Св.Апостол Иаков )

 

ТЕРПИМОСТЬ К БЛИЖНЕМУ

«По внутреннему настроению души измеряется естество вещей, т.е. кто каков сам, тот так и о других заключает; и далее говорит он же : кто достиг истинной молитвы и любви, тот же имеет различения вещей, не различает праведного от грешного, но всех равно любит и не осуждает, как и Бог; как Солнце сияет и дождит на праведных и неправедных» — Никита Стифат

Чем ближе люди к истине, тем они терпимее к чужим заблуждениям. И наоборот.

«Говорят, истинно верующие составляют церковь. Есть ли эти истинно верующие, или нет их, мы не можем знать. Каждый из нас, естественно, желал бы быть таким истинно верующим, и каждый старается быть им; но никто не может сказать ни про себя, ни про тех, которые верят так же, как он, что они одни истинно верующие. Тот, кто может сказать это, этим самым отрекается от истинного христианства.»

«Недостаточно откинуть ложную веру, т.е. ложное отношение к миру. Нужно еще установить истинное.»

«Только люди неверующие, т.е. неверующие в духовную основу жизни и принимающие за веру усвоенные ими внешние приемы, могут быть нетерпимы. Они нетерпимы, потому что не понимают того, что истинная вера не зависит от воли человека. От этого-то и происходило, и происходит то, что, начиная от фарисеев, замучивших Христа, и до теперешних светских начальников, самые неверующие люди всегда гнали и гонят верующих. От этого же происходило и происходит и то, что гонения эти всегда не только не ослабляли, а всегда усиливали веру верующих.»

«Бог водворяет веру в сердце человека с помощью совести и разума. Водворять веру силою и угрозами нельзя: силою и угрозами водворяют не веру, а ужас. Не следует осуждать и укорять неверующих и заблуждающихся: они и без того достаточно несчастны от своих заблуждений. Следовало бы укорять их только в том случае, если бы это могло принести им пользу, но это, наоборот, только больше отталкивает их и тем причиняет им вред.»

Об отношении к врагам

«Аще алчет враг твой, ухлеби его» ( Рим.12,20 )

«Любите врага ваша» ( Мат.5,44 )

«Хотящу ризу твою взяти, отдаждь ему и срачицу» ( Мат.5,40 )

Златоуст говорит: «Если хочешь узнать истину о себе, ищи её у врагов — они тебе скажут»

Осуждая ближнего своего

«Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф, 25:40)

«Всегда помните закон духовной жизни: если смутишься каким-либо недостатком другого человека и осудишь его — впоследствии тебя постигнет та же участь, и ты будешь страдать этим же недостатком…»Наставления отца Никона

«Душа, внутренне соединившаяся с Богом, от величайшей радости бывает как незлобивое и простосердечное дитя и уже не осуждает никого,- ни эллина, ни язычника, но на всех зрит без различия чистым оком и одинаково радуется о всём мире и желает, да и все эллины, и евреи, и язычники прославляют Бога» — Марк Подвижник.

«Толикою любовию распаляются, что если бы возможно было, то всякого бы человека в утробу свою вселили, не различая злого или доброго» — Египетский Вел. Макарий

«Для богоугождения ничего более не нужно, как любить,- люби и делай всё, что хочешь, ибо кто истинно любит, тот не может и хотеть сделать что-либо неугодное своему возлюбленному…» — Св. Августин

 

ГОРДОСТЬ

«Мерзость пред Богом всякий надменный сердцем» (Прит. 16,5)

«Что высоко у людей, то мерзость пред Богом» (Лука 16:15)

«Бог гордым противится, а смиренным даёт Благодать» (Иак. 4:6; Пётр 28:9)

«Приближаются ко Мне люди и чтут Меня устами своими, а сердце их далеко от Меня отстоит» (Ис.29:26)

«И молитва его, хотя бы и усердная, осквернённая бывает во грехе» (Пс. 108:7; Пр. 28:9)

«Гордый становится как бы сродни бесу. Один человек говорит: «Читал я, читал Псалтырь, да ничего не понимаю. Так я полагаю, что мне гораздо лучше положить эту книгу на полку». А старец ему говорит: «Нет, не надо». — «Почему же? Я ничего не понимаю!» — «Ты не понимаешь, так бесы понимают, что там про них говорится, не могут вынести и бегут»…» — Наставления старца Варсонофия

«Если некоторые и впали в самопрельщение или исступление ума, то сие случилось с ними от гордости, от неимения наставника и от принятия явлений и мечтаний за истину. Если же и случилось бы таковое искушение, то привело бы к опытности и венцу; ибо скорая помощь Божия покровительствует при сём попущении. «Дерзайте! Аз с вами есмь, не бойтесь!» — говорит И.Христос» — Григорий Синаит

«Многие из иноков не понимают прелести ума своего, которую претерпивают от бесов; т.е. они прилежно упражняются только в одной деятельности ( в наружных добродетелях ), о уме же, т.е. о внутреннем созерцании, не пекутся, будучи не просвещены и не ведущи» — Св. Филофей Синаитский ( гл.37 )

«Если даже и услышат о других, что внутренне действовала в них благодать, то сие почитают прелестию от зависти» — Св. Григорий Синаит ( гл.1 )

 

СМИРЕННОМУДРИЕ

Некто из старцев сказал: «прежде всего, нужно нам смиренномудрие, чтобы быть готовыми на каждое слово, которое слышим, сказать: прости, ибо смиренномудрием сокрушаются все стрелы врага и сопротивника«. <…> о. АвваДорофей

 

КАЖДОЕ ДЕЛО ДЕЛАЙ ВО ХРИСТЕ

«Без Меня не можете творити ничего» ( Иисус Хр. )

«Аще кто пребедет во Мне, плод мног сотворит»

«Аще что просите во имя Моё, Аз сотворю»

«Дерзайте! Аз с вами Есмь, не бойтесь!» (Иисус Хр.)

«Никакое добро, как бы маловажно ни было, не будет пренебрежено Судиёю праведным. Если грехи исследываются с такою подробностью, что мы дадим ответ за слова, за желания и за помышления, то кольми паче добрые дела, сколь бы они малы ни были, изочтены будут с особенною подробностью и вменятся нам в заслугу пред любвиобильным нашим Судиёю» — Св. Иоанн Златоустый

 

ВСЕГДА БУДЬ ВО ВНИМАНИИ

«Вся жизнь есть дивная тайна, известная только одному Богу. Нет в жизни случайных сцеплений обстоятельств, — всё промыслительно. Мы не понимаем значения того, или иного обстоятельства. Перед нами — множество шкатулок, а ключей нет… Замечайте события вашей жизни. Во всём есть глубокий смысл. Сейчас вам не понятны они, а в последствии многое откроется…» — так говорил старец Варсонофий послушнику Николаю 11 ноября 1907 года».

«Все Вы — Сыны Света и Сыны дня: Мы — не Сыны ночи, ни тьмы. Итак не будем спать, как прочие, но будем бодрствовать и трезвиться. Ибо спящие спят ночью, и упивающиеся упиваются ночью. Мы же, будучи Сынами дня, да трезвимся, облекшися в броню веры и любви и шлём надежды спасения» (1 Фес. 5:5-8)

«Аз сплю,а сердце моё бдит» ( Песн. песн. 5,2 )

 

ИМЕЙ ЧУТКОСТЬ

«При сём надо также принять в соображение и то, что истинному усердному желанию искателя можно услышать полезное и наставительное слово и от простых: ибо также св. Отцы уверяют, что если с верою и правым намерением вопросить и сарацина, то и сей может сообщить слово полезное; если же без веры и справедливой цели потребуешь наставления у пророка, то и он не удовлетворит тебя…»

 

НЕВПАДАЙ В УНЫНИЕ

«Никто не должен унывать и представлять изветом, что заповеди Евангельские невозможны или неудобоисполнимы ! Бог, предопределяя спасение человека, конечно, не с тем намерением предписал ему заповеди, чтобы неудобоиспоснимостью оных сделать его престепником. Нет! Но чтобы святостью и благопотребностью оных облаженствовать нас, как в сей жизни, так и в вечности» — Богопросвещённый Златоуст

«Если бы ты пал и низшёл даже в глубину адской злобы, то и тогда не отчаивайся, а обращайся скорее к Богу, и Он скоро восставит твоё упадшее Сердце и даст тебе силу более прежней» — Никита Стифат

 

О ДОВЕРИИ СОКРОВЕННОГО

   «Не должно без нужды другому открывать сердца своего. Из тысячи найти можно только одного, который бы сохранил твою тайну. Когда мы сами не сохраним её в себе, как можем надеяться, что она будет сохранена другим? Когда случиться быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию. Всеми мерами должно стараться скрывать в себе сокровище дарований: в противном случае потеряешь и не найдёшь.» — Серафим Саровский

 

СОСТОЯНИЕ ПРЕЛЕСТИ

«И сатана весь преображается в Ангела Света»

 

ПРИВЯЗАННОСТЬ К ЗЕМНОМУ

«На двух крыльях поднимается человек от земного — одно крыло у него простота, другое — чистота. Простота должна быть в мысли, чистота в чувстве. Простота ищет Бога, чистота приемлет и вкушает. Никакое доброе дело не затруднит тебя, если будешь в душе свободен от всякой беспорядочной привязанности. Если не имеешь в предмете и не ищешь ничего, кроме благоволения Божия и пользы ближнего, будешь иметь внутреннюю свободу. Когда бы просто было сердце твоё, тогда всякая тварь тебе служила бы зерцалом жизни и книгой святого учения.»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь