Теплые воспоминания

0
63

altalt
«Воспоминания — это волшебные одежды, которые от употребления не снашиваются» (Роберт Льюис Стивенсон)

Воспоминания нужны не только взрослым, они необходимы ребенку, как витамины. Воспоминания не только развивают детскую душу, но и укрепляют здоровье всей семьи.

Когда мы слышим то, во что нам не верится, мы говорим: «Это бабушкины сказки!..» Что за странное выражение? Разве бабушки знают какие-то особые сказки, в которые трудно поверить, чем в мамины сказки или дедушкины?

Нет, дело вовсе не в этом. Дело в том, что бабушки просто находят время что-то рассказать ребенку. И вовсе даже не обязательно сказки, а истории из своей жизни. Вот когда я была молодой… когда я была маленькой…

В эти бабушкины сказки нам трудно поверить. Ведь жизнь была совсем другой, такой же непохожей на нашу жизнь, как девочка в сарафане, улыбающаяся со старой фотографии, не похожа на бабушку. И все-таки, это было — вот самое впечатляющее и захватывающее в бабушкиных сказках!..

Семейный опыт полезнее уличного

Все мы высоко ценим жизненный опыт. Чем мы старше, тем больше у нас шансов расширить его. А как быть ребенку? Откуда ему брать этот самый драгоценный опыт, если он еще малыш? От нас, если мы позаботимся об этом. А если нет, то от кого угодно. Тогда нам постепенно придется смириться с влиянием любого детского окружения: детсада, школы и, наконец, пресловутой «улицы», которая оказалась более разговорчивой, чем мы. И если потом мы спохватимся и захотим поделиться с ребенком своей жизнью, то вполне можем опоздать. Нам надо успеть заинтересовать его сейчас.

Мы вспоминаем прошлое не просто ради удовольствия вернуться в давно прожитые годы. Да и не всегда то, что мы вспоминаем, связано с удовольствием. Мы рассказываем ребенку о прошлом, чтобы поделиться с ним этим прошлым, чтобы дать ему что-то очень важное. «Витамины» жизненного опыта.

А еще, рассказывая малышу о прошлом, мы соединяем наши судьбы в тот удивительный узор, который называется семьей. Именно сейчас, когда он еще малыш, когда услышанное впитывается в душу навсегда, самое главное время для этого.

Чем больше мы будем рассказывать малышу о прошлом, тем интереснее это для него становится. Мы открываем перед ним совершенно особую страну, и ключ от этой страны всегда в наших руках.

Такие разные персонажи

В удивительной для малыша стране воспоминаний живут настоящие сказочные герои, начиная с маленькой мамы или маленького папы. Там можно встретить молодых бабушку и дедушку. Там можно встретить всех знакомых родственников в совершенно незнакомом виде. А еще тех родственников, которых никогда и в глаза не видел. Вот они, расхаживают по волшебным дорожкам, живут в необычных местах, переживают необычные события.

Ко всему, что мы помним, добавляется то, что рассказывали когда-то нам самим. Теперь наша очередь передать эстафету этих семейных преданий дальше по течению рода.

Каждая жизнь из семейного круга, о которой мы можем что-то рассказать, — еще один клад для нашего маленького слушателя. Ведь в каком-то смысле все это было с ним, с обитателем того же генеалогического древа. Ведь какие-то гены этих сказочных персонажей достались ему, и он рано или поздно вполне может оказаться в схожих житейско-психологических ситуациях.

Цепочка памяти

Любая семейная история, любой самый крошечный эпизод, когда он становится общим, превращается в цепочку, имеющую свою соединительную силу. И эти звенья цепочки одно к одному соединяют друг с другом поколения, соединяют людей в семью, соединяют нас с детьми и детей с нами. Подумать только! Наш прошлый, давно пройденный опыт нашей отдельной жизни служит нам новую службу: становится общим опытом, становится фактом нашей общей жизни. Наша прошлая жизнь прорастает в новую. Новая жизнь нуждается в этом еще больше. Она врастает в прошлое, в историю, в семью, в род, укрепляя свою корневую систему, набирая необходимые ресурсы для будущего роста. Ребенок учится понимать нас, жизнь, себя самого — даже тогда, когда действует не он, а далекие, казалось бы, «тени прошлого».

Учить не поучая

К каждой сцене семейного прошлого мы можем возвращаться не раз, особенно если и сам малыш будет просить об этом. Ему нужны эти повторения с вариациями, обговаривания, обсуждения — точно так же, как они нужны нам, родителям. Ведь этот театр воспоминаний дает нам совершенно особые возможности.

Рассказывая о том, что было, можно говорить о моральных проблемах без лишнего морализаторства. Можно говорить о том, что ценим в жизни, не вызывая у ребенка той оскомины, к которой приводит наше прямое родительское проповедничество. Конечно, для этого надо следить за собой и не превращать воспоминания в потаенное предъявление претензий к малышу. Он пока доверяет нам, потому что слушает почти сказку: о том, что случилось задолго до его появления на свет. Будем дорожить этим доверием и дадим событиям, о которых рассказываем, оказывать свое собственное воздействие.

Они его и оказывают. Рассказ о дедушке-строителе возбуждает интерес к делу, которым занимался дед. Показав бабушкину вышивку, мы можем показать заодно, что такое — вышивать. Чтобы понять давние события, нужно поговорить и об истории. Места, где побывали мы сами или наши предки, становятся предметом семейной географии. Это уроки, которые не хочется прогуливать.

И уж разумеется, мы можем отыскать в прошлом самые разнообразные «психологические витамины», необходимые сыну или нашей дочке на сегодня. С кем-то случались неурядицы еще хуже, чем-то, что случилось у нас вчера, а потом все оказалось замечательно. Вот послушай… И наша вчерашняя неприятность отходит в тень.

Воспоминание порою становится лучшей психотерапией. Если нужен призывный положительный пример, мы, наверно, найдем в семейной истории и такой. Но проблемные ситуации лучше помогают сориентироваться в собственной жизни и лучше запоминаются. Идеальные примеры не так полезны ребенку, как наши прошлые трудности, из которых приходилось кое-как выбираться. Не будем бояться рассказывать о своих прошлых слабостях и бедах. Это сблизит нас куда больше, чем если мы будем мастерить себе полированный пьедестал.

Витаминки-воспоминания

Сколько бы ни нашлось у нас собственных воспоминаний, не забудем, что ребенку необходимы разные витамины. Мамин «витамин М» должен сочетаться с папиным «витамином П». Есть еще и бабушкин «витамин Б» (или даже «Б-один» и «Б-два», если бабушек две). Есть витамины «Д-один» и «Д-два». И даже у тети вполне может найтись совершенно незаменимый «витаминчик Т», который будет пользоваться у малыша особым успехом.

Наше дело — помочь ему получить эти «витамины». Возможно, это потребует определенных усилий, но дело стоит того. Кому-то покажется странным говорить о прошлом с ребенком. Что ж, тогда мы просто порасспрашиваем нашего родственника сами, а малыш пусть будет рядом. Уже потом, наедине с малышом, мы вспомним, о чем шла речь, и обсудим это заново.

Если трудно начать рассказ ни с того, ни с сего, то вокруг существует много зацепок. Фотографии в альбоме, старые вещи (ах, как они всегда интересны малышу!), книги или письма… Мало ли узелков, от которых нити тянутся в прошлое. Кстати, мы ведь можем еще и записать воспоминания. На бумагу, на видеокамеру.

Если надо научиться слушать, научимся слушать. Если надо научиться записывать, научимся записывать. Скорее всего, не только малышу пригодятся сделанные записи. Но ему — наверняка.

Пусть малыш получит главное причитающееся ему наследство: семейную память. Что-то забудется сразу, что-то сделает свою работу и отойдет в тень. Зато самое важное для себя (заранее не угадать, что именно) он сохранит на всю жизнь.


Nezabudka

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь