Главная » Карьера, поиск работы » Бизнес-планы » Бизнес-план производства грибов

Бизнес-план производства грибов

Разместил: Александр Ковалев | 19/12/2010 | Комментариев: 0 | Просмотров: 4259
 
 0/10  (голосов: 0)

Бизнес-план производства грибовБизнес-план производства грибовБолее двух третей территории России покрыты лесами, в которых произрастает почти три тысячи видов грибов. Правда, съедобными из них являются порядка двухсот, а общеизвестными – не более двух десятков. Но и этого для успешного бизнеса более чем достаточно. Компания, занимающаяся заготовкой и переработкой этих даров природы, может заработать за сезон больше 60 тысяч долларов.


Спасибо природе!

Как это ни покажется странным москвичам и жителям других мегаполисов, но у нас в стране еще остались такие места, где в удачный год белые, подберезовики или маслята можно буквально косой косить. Достаточно отъехать всего пару сотен километров от большого города – во владимирские, тверские или рязанские леса, не говоря о Зауралье.

Сложно себе представить российский бизнес, имеющий более глубокие корни, чем сбор даров природы. В XVII-XIX веках наши купцы наравне с волжскими осетрами, медом и икрой везли на рынки Европы бочки с солеными грибами. Только в 1911 году сушеных белых из России было вывезено 32 тыс. пудов на сумму 517 тыс. рублей, а в самом Париже банка с отборными рыжиками ценилась дороже самого лучшего шампанского.

К счастью для нас, в большинстве стран Старого Света и сейчас понятия не имеют, что такое «пойти по грибы». Поэтому большинство свежих лесных грибов на прилавки их супермаркетов поступает именно из российских лесов.

По оценке Александра Хренова, директора Межрегиональной ассоциации грибоводов (МАГ), ежегодно в России «самосбор» лесных грибов составляет гигантскую цифру в 500 тыс. тонн. При этом промышленно заготавливается, а главное перерабатывается, не более трех тысяч.

Валютный товар

Грибной бизнес даже во времена Союза был, в основном, частным. Тогда переработкой даров леса занималась потребкооперация, скупая грибы у населения. В то же время, небезуспешно работали и «черные» (неофициальные) приемные пункты, варившие грибы прямо в лесу. Легальные производители также немалую часть урожая отгружали «налево». Благо лес не завод: сколько собрано, не учтешь. Уже тогда деньги на лесных дарах зарабатывались немалые: у населения в среднем грибы закупались по цене от 18 копеек (за килограмм маслят) до 40 копеек (за килограмм боровиков), а перепродавались в несколько раз дороже. Сами грибовары были зажиточными людьми: за сезон один переработчик без проблем мог купить пару «жигуленков».

Основные игроки цивилизованного грибного рынка начали работать в 1995-96 годах. Это «Атро-полис», «Экопродукт», «Матреко-холод», «Ратибор», «Томская продовольственная компания», питерская «Скан-Нева» и белорусская «ABC». Еще ряд фирм не имеют устойчивых брэндов, но зачастую оперируют не меньшими объемами, чем лидеры. Как правило, они или перепродают грибы известным брэндам, или работают на экспорт. Кроме того, в России работает целый ряд компаний из Восточной Европы, и особенно Прибалтики, занимающихся экспортом грибов.

– По моей весьма приблизительной оценке, внутрироссийский оборот лесных грибов – порядка $50 млн. ежегодно, – утверждает Михаил Четвертаков, генеральный директор фирмы «Атро-полис». – Лавинообразный рост рынка пришелся на середину-конец 90-х годов. Сейчас все успокоилось: прирост составляет лишь 10-15% ежегодно.

По оценкам некоторых участников рынка, до трети оборота приходится на экспорт. По словам Рината Мухамедшина, генерального директора фирмы «Экопродукт», «в Европу вывозятся исключительно лисички и белые на миллионы долларов ежегодно. Другие грибы там просто не котируются».

На прилавок грибы попадают консервированными (маринованными и солеными), замороженными или сушеными. По мнению Рината Мухамедшина, на все три вида готовой продукции приходятся примерно равные доли. Часть компаний из названных выше специализируются на всех видах переработки, а кто-то занимается чем-то одним.

Лесной менеджмент

В России грибы растут с начала лета и до середины осени, но каждый вид имеет свой период плодоношения, так называемые «волны». С точки зрения вложений в бизнес, главное преимущество лесных грибов перед их окультуренными собратьями (шампиньонами и вешенками) состоит в том, что нет никакой необходимости строить дорогие теплицы. В лесу все растет само – приходи и бери. Добыча лесных грибов не подвергается лицензированию на федеральном уровне: разрешения на сбор даров леса остаются прерогативой исключительно местной власти, с которой несложно договориться. Но обычно договариваться нет никакого смысла: официально большинство компаний занимается лишь скупкой грибов у деревенских грибников.

Риск подобного бизнеса также очевиден: полная зависимость от природных условий и погоды. Если лето жаркое и нет дождей, можно остаться вовсе без грибов. К примеру, прошлым жарким летом у многих компаний возникли серьезные проблемы с сырьем.

– На этот случай все компании подстраховываются, имея закупочные пункты в различных областях как европейской, так и азиатской частей страны. При неурожае в одном месте есть надежда, что он будет в другом, – говорит Михаил Четвертаков.

Этот год с точки зрения профессиональных «грибников» уже оказался на редкость удачным. Маслята (один из самых популярных для консервирования видов) проклюнулись в самом начале июня в очень большом количестве.

Наиболее ценный гриб как для любого грибника, так и для любого покупателя – белый (или боровик). За ним следуют подосиновики, подберезовики, маслята, рыжики, грузди, моховики, опята и лисички.

Многие другие съедобные грибы не пригодны к промышленной переработке. Например, в начале своей деятельности компания «Атро-полис» выпускала маринованную рядовку, гриб весьма распространенный и вкусный, с очень низкой закупочной ценой (до 7 рублей). Но фирма не учла одну неприятную особенность рядовки: она буквально всасывает в себя песок, на котором она прорастает. Вымыть песок из гриба оказалось невозможным, он хрустел на зубах покупателей, и от рядовки пришлось отказаться.

Один из самых массовых грибов – сыроежка, часто выручающая обычных грибников, – для промышленной переработки также непригоден. Дело в том, что среди сыроежек множество подвидов, обладающих горьким вкусом. Плюс из-за разнообразия форм ее легко можно спутать с поганкой, к тому же сыроежка очень хрупкая.

Дары природы в подавляющем большинстве случаев собирают деревенские жители. В сезон за грибами в некоторых местах до сих пор ездят на тракторах, заполняя ими целые прицепы.

– В грибных краях некоторые местные предприятия даже приостанавливают работу, а занятия в школах переносятся на середину сентября, – говорит Владимир Попов, генеральный директор фирмы «Матреко-Холод».

В богатом грибами районе в каждой деревне размещен один, а чаще – несколько заготовительных пунктов. У входа – табличка с ценой скупки. Как в пункте обмена валюты, они постоянно меняются: народ несет грибы туда, где больше платят. Поэтому стоит одному заготовителю поднять расценки, как другие тоже вынуждены это делать.

Закупочные цены на грибы различаются в зависимости от вида (ценности) гриба и урожайности. Например, в этом году маслята покупаются у местных жителей по 15 рублей за 1 кг, а в прошлом, неурожайном, за белые грибы заготовители платили до 80 рублей.

Одни из самых дорогих в закупке – лисички. Ведь, наравне с белыми, эти грибы прекрасно расходятся в Европе. По некоторым данным, ежегодно в европейские страны вывозится 5 тыс. тонн лисичек. В середине лета, когда начинается их «волна», 20-тонные рефрижераторы, главным образом из Литвы (так сложилось, что с начала 90-х «лисичковый» бизнес в основном контролируется фирмами из этой прибалтийской страны), устремляются в российские лесные городки и деревни. Лисичек на всех не хватает, и поэтому закупочная цена на них может доходить до 40-50 рублей за 1 кг. А в немецких супермаркетах 1 кг лисичек может стоить уже 30-40 евро.

Помимо скупки, на заготовительных пунктах производят первичную переработку грибов: их без промедления варят, так как срок хранения свежих грибов не более суток. Полностью независимых грибоваров сейчас практически не осталось. Большинство из них сотрудничают с так называемым «лесным менеджером», работающим сразу с несколькими пунктами приемки. После переработки «лесные менеджеры» сдают вареные грибы оптом крупным перерабатывающим компаниям.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо войти на сайт под своим именем.
Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.