Чай, будем пить!

0
97

Чай, будем пить!

Главным двигателем торговли продавцы весового чая считают неустойчивые предпочтения потребителей. По словам импортеров, делать ставку на дорогой чай бессмысленно, поскольку на него нет систематического спроса. Зато сегменты премиум и элит стабильно растут последние несколько лет.

Максим Лыпко, совладелец ТМ «Світ чаю» и одноименного ООО, совершенно не планировал заниматься чайным бизнесом. В 2000-м Максим с отцом сдавал в аренду небольшой магазинчик в центре Киева. У арендаторов частенько не хватало средств, и время от времени они расплачивались товаром, который отец и сын Лыпко сами потом превращали в живые деньги. Один из таких арендаторов как-то расплатился чаем. Продали за считанные дни.

Мы поняли, что на чае можно неплохо зарабатывать. Попробовали заняться импортом цейлонского чая. Создали представительство цейлонской фирмы в Украине, начали поставлять фасованный чай, — вспоминает Максим. — Работать было сложно — рынок уже тогда был насыщен и практически поделен между игроками. Но нам снова помог случай — в одной из упаковок мы обнаружили фрагмент этикетки пачки чая с добавками. На клочке бумаги читались координаты немецкой компании. Так мы вышли на производителя купажей».

Новую нишу Лыпко с партнерами изучали досконально. Даже отправились в Европу посмотреть, как продают чайные смеси с добавками, ведь в 2001 году в Украине этим бизнесом почти никто не занимался. Выяснили, что, кроме привычного фасованного чая, европейцы охотно покупают весовой и различные купажи. Как правило, такой товар продавался в специализированных магазинах и стоил дороже.

На поиск поставщиков купажей и налаживание контактов ушло более двух лет. В 2003 году партнеры вывели на украинский рынок торговую марку «Світ чаю». Первые два года работы особых доходов не принесли. По сути, все это время ушло на работу с потребителем — украинцев пришлось убеждать, что чай можно покупать не только фасованный, но и на развес, в специализированных торговых точках.

«Украинцы более склонны к компотам и узварам, особенно это касается жителей центрального и восточного регионов. Западная Украина — традиционно кофейный регион, — рассуждает Максим Лыпко. — Чай не является любимым напитком наших соотечественников». В 2006-м один украинец в среднем покупал 400-500 г чая в год, в России на душу населения приходилось 1-1,2 кг, англичанин выпивает за год около 2,6 кг различных сортов чая.

В Украине чай — продукт сезонный, причем с региональными особенностями. «Если на западе страны зимой спрос на чай падает примерно на 50%, то на юге повышается на эти же 50%, — говорит Ирина Маевская, директор ООО «Тибэст Люкс» (весовой чай, ТМ «Надин»). — В Центральной Украине летом мы замечаем падение спроса на 20%». На чаепитие влияет даже политическая ситуация в стране — по словам операторов рынка, во время оранжевой революции практически у всех чайных компаний заметно упали продажи. Не до чая, знаете ли.

Тем не менее к 2005-му дела у Лыпко пошли на лад: по утверждению бизнесмена, украинцы все чаще стали покупать дорогие ароматизированные смеси. Увеличение спроса на дорогой чай (от $2-3 за 100 г), скорее всего, объясняется ростом доходов украинцев. Кроме того, повысилась рентабельность этого бизнеса после снижения таможенных пошлин: с 2005-го чайный лист в упаковках от 10 кг ввозится беспошлинно. При импорте остального чая пошлина составляет 10% таможенной стоимости, мате облагается по ставке 5% (до этого пошлины в разные годы составляли от EUR0,2 до EUR2 за 1 кг).

В 2006 году в Украину с учетом контрабанды и серого импорта завезли 20-24 тыс. тонн чая — объем рынка не меняется с 2004 года. «В весе рынок не растет, но при этом наблюдается чрезмерное количества брендов», — рассказывает Александр Алискеров, менеджер по связям с общественностью и прессой ООО «Пирамида». В деньгах оборот этого рынка оценивается почти в $200 млн. Доля весовых чаев составляет всего 2-2,5%, т. е. $4-5 млн. Но если в массовом сегменте фасованной продукции между собой конкурировали 150-200 ТМ фасованного чая, то весовой чай в страну поставляют всего 10 компаний.

Весь продаваемый в Украине чай можно разделить на пять ценовых сегментов: дешевый (до 5 грн за 100 г), средний (до 10 грн), премиум (до 15 грн) и элитный (свыше 15 грн). Чаи суперпремиум-сегмента (от 50-200 грн за 100 г) в Украине встречаются редко. По словам импортеров, делать ставку на такой чай бессмысленно, поскольку на него нет систематического спроса. Зато сегменты премиум и элит стабильно растут последние несколько лет — в основном за счет отказа потребителей от более дешевых сортов.

Эту тенденцию взяли на вооружение продавцы весового чая — их оборот в 2005-2007 гг. увеличивался на 40% в год. В сегменте фасованной продукции рост, по оценкам экспертов, не превышал 15%. «Мы лишь два года работаем на рынке, тем не менее по сравнению с прошлым годом объем продаж вырос вдвое», — признается Ирина Маевская. Оборот компании Максима Лыпко в 2006 году вырос на 38%.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь