Полезный совет. Как распознать нарушение речевого развития у ребёнка

1
178

Молчание-золото? Как распознать нарушение речевого развития у ребёнка

Скажи «мама!», а вот собачка — «ав-ав!», машинка — «би-би!». Мама и папа, бабушки и дедушки наперебой пристают к карапузу, как только сочтут, что ему уже «пора говорить». А тот все молчит или радостно гулит в ответ, не произнося при этом ни одного понятного слова. Так что же делать? Терпеливо ждать, пока «сам дорастёт» или беспокоиться и бегать по докторам?

Первые годы — самые важные

Речь возникает при наличии определённых биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для её развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребёнка с окружающими людьми.

Именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит в именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребёнка ребёнка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме. Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастёт, или утешать себя тем, что «ребёнок просто отличается своим развитием» — наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребёнку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников.

В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

Где искать корень проблемы

Развитие речи, как и все подобные процессы, подчиняется определённым закономерностям. Очаровательные звуки и их сочетания, которые издаёт совсем ещё крошечный малыш, являются фундаментом для будущего умения говорить. К этой цели ребёнок идёт по двум направлениям. Во-первых, учится воспроизводить просто звуки. А во- вторых, пытается произносить их, выражая свои потребности и чувства. Развитие речи тесно переплетено с развитием навыков общения, т.е. закладывает фундамент нормальной социальной адаптации.

Нарушения речи могут происходить по разным причинам. Это неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а так же условия окружающей среды. Кратко охарактеризуем основные из них.

Различные внутренние патологии, которые приводят к нарушению развития плода. Это особенно актуально, если проблемы возникли в период от 4 недель до 4 месяцев беременности.

Родовая травма и асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга) плода.

Различные заболевания в первые годы жизни ребёнка. Особенно — частные инфекционно-вирусные заболевания и ранние желудочно-кишечные расстройства.

Травмы черепа.

Наследственные факторы. В этих случаях речевой дефект может возникнуть под влиянием даже незначительных неблагоприятных внешних воздействий.

Вредные привычки.

В настоящее время доказано, что употребление алкоголя и даже слабоалкогольных напитков и никотина во время беременности приводят к нарушениям физического и нервно-психического развития ребёнка, одним из проявлений которых часто является общее недоразвитие речи.

Слушаем звуки, считаем слова

Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и психомоторного развития. Чтобы этого не случилось, необходимо выявить нарушения речи ещё до того, как ребёнок начнёт произносить первые слова.

Поэтому родителям необходимо обратиться к врачу, если:

— к концу 1-го месяца ребёнок никогда не кричит перед кормлением;

— к концу2-го месяца не произносит гортанные звукосочетания «эхэ», «экхэ», «эге»;

— к концу 3-го месяца не появляются первые протяжные сочетания звуков «эй», «вэ», «эйге», т. е. не появляется лепет (сочетания звуков, неопределённо артикулируемых).

— к концу 4-го месяца не улыбается, когда с ним заговаривают;

— к концу 5-го месяца не произносит отдельные звуки или слоги (например, «га-га-га», «ба-ба-ба»), не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать глазами предметы, которые называет мать («Где мяч?», «Где кошка?»);

— на 6-7 месяце ребёнок не начинает лепетать: выговаривать отдельные звуковые сочетания, повторяя их («ма-ма-ма», «тя-пя»);

— к концу 7-го месяца не пытается привлечь к себе внимание какими-либо определёнными звуками;

— к концу8-го месяца не умеет шептать;

— к концу 9-го месяца не может повторить за взрослыми 8 различных звукосочетаний и слогов («тик-так», «бух», «дай»), а в лепете не выделяются отдельные многократные повторяемые слоги («ма-ма», «да-да»);

— к концу 10-го месяца не может махать головой в знак отрицания или несогласия («нет-нет») или помахать рукой в знак прощания;

— к 1 году не может произнести ни слова, не прислушивается к музыке, не способен выполнить простейшие просьбы (например, при словах «принеси мне мяч» не может отыскать его и принести), не произносит осмысленно определённые звуки или слоги. соотнося их с определёнными людьми, например «ав-ав» (собака), «га-га» (гуси), «дай», «баба», «дядя», «тётя», «би-би» (машина);

— к 1 году 4 месяцам не может адекватно употреблять слова «мама», «папа», «дай», «на», «нет»;

— к 1 году 8 месяцам не может произносить 6 осмысленных слов, не может показать части тела, которые ему называет взрослый, лексический запас ребёнка менее 10 слов;

— к 2-2,5 годам не строит короткие фразы из 2-3 слов, не понимает разницу между словами «большой», «маленький», не появляются слова «я», «ты», «мне», словарный запас менее 300 слов;

— к 3 годам 1 месяцу-3,5 годам не пользуется законченными предложениями из 5-8 слов, не может ответить на вопрос, как его фамилия, имя, не может показать, какая линия из 3 самая длинная, неправильно использует формы единственного и множественного числа, не разграничивает настоящее и прошедшее время, не употребляет совсем простые предлоги;

— к 4 годам не может рассказать о том, что видел или слышал, не запоминает небольшие стихотворения, не знает свою фамилию, имя, отчество родителей, не запоминает названия цветов и деревьев, не может назвать особенности внешнего вида животных, не понимает слова «слева», «налево», «справа», «направо», имеет словарный запас менее 3000 слов, допускает ошибки в словообразовании («столенок» — столик, «вазка» — вазочка), не знает значения ряда слов (веранда, беседка, бретелька, локоть и т.д.), неточно понимает значения ряда слов (подшивать-зашивать-кроить, подрезать-вырезать), заменяет названия части предмета названием целого (циферблат — «часы», донышко — «чайник»), подменяет названия профессий названием действий (балерина — «тётя танцует», певец — «дядя поёт»), не может пересказать короткую сказку или рассказ (сказки «Репка», «Колобок», «Теремок», рассказы К. Д. Ушинского, Л.Н.Толстого), не способен дифференцировать все звуки, что свидетельствует о нарушении фонетико-фонематического восприятия речи;

— если к 5 годам ребёнок не произносит правильно все звуки. Дефекты произношения часто являются не самостоятельным нарушением речи, а лишь симптомами других, более сложных нарушений (общего недоразвития речи, дизартрии, алалии, фонетико-фонематического недоразвития речи). Если к этому возрасту его словарный запас менее 3500 слов, и он не пользуется структурой сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Например:»Потом, когда мы пошли домой, нам подарки подарили: разные конфеты, яблоки, апельсины», «Какой-нибудь умный и хитренький дяденька купил шарики, сделал свечки, подбросил в небо и получился салют». Если ребёнок без дополнительных вопросов не составляет пересказ сказки (рассказа) из 40-50 предложений, что свидетельствует об отсутствии овладения навыком монологической речи; допускает ошибки в образовании относительных прилагательных со значением соотнесения с продуктами питания, материалами, растениями и т.д.(«пухный», «пухавый» — платок, «клюкин», «клюконный» — кисель), неправильно согласовывает числительные с существительными(«три медведем», «пять карандашов»), неправильно согласовывает прилагательные с существительными в роде, числе и падеже («Книги лежат на большим столах» — Книги лежат на больших столах), допускает ошибки в употреблении падежных форм множественного числа («В деревне у бабушки речка, много грибов, дерево, гуси), делает ошибки в использовании предлогов, пропуская, заменяя или недоговаривая их. («Ездил магазин мамой и братиком», «Мяч упал из полки»).

Все эти признаки говорят о нарушениях в формировании грамматического строя речи, что является симптомами общего недоразвития речи или задержки речевого развития.

За малышом — с ручкой и блокнотом

Каждый ребёнок — существо единственное и неповторимое. То, как он развивается, во многом зависит и от наследственности, и от воздействий окружающего мира особенно в первые 4 года жизни. А уж о важности первого года и говорить не приходится. На этом этапе родителям нужно уделять развитию ребёнка максимум внимания. Поэтому в конце каждого месяца родителям целесообразно подводить итоги — чему научился ребёнок за прошедший период. Формирование умений и навыков в этом возрасте считается нормальным, если отклонение от средних показателей не превышает 14-16 дней. Если же малыш запаздывает дней на 20, а то и на месяц, можно говорить о замедленном темпе развития. И причину этого явления родителям следует выяснить у специалиста. Конечно, это может быть связано с индивидуальностью ребёнка, но может оказаться и сигналом задержки речевого и психомоторного развития. Формирование умений с задержкой на 2 месяца классифицируется как отставание, а на 3 и более месяцев — значительное отставание и может быть отнесено к тяжёлой патологии в психическом и речевом развитии малыша. В этих случаях ребёнку требуется немедленная консультация специалистов: психоневролога, нейропсихолога, логопеда-дефектолога.

Но никакие, самые прогрессивные методы лечения не дадут нужного эффекта, если причина молчаливости малыша — недостаток общения с окружающими его взрослыми. Это лишает ребёнка фонических и аффективных элементов, которые помогают строить и обогащать речь. К сожалению, в современной жизни у молодых родителей часто не хватает времени на общение с собственным ребёнком, слишком много сил отнимают прочие заботы. Что сказать на это? Здесь уместно вспомнить слова Сюзанны Шмид-Джованнини, специалиста по обучению глухих детей: «Лишённые слуха дети не станут немыми, если их мать и отец будут с младенческого возраста разговаривать с ними, несмотря на то, что они не слышат не единого звука. Само впечатление от разговаривающих матери и отца столь велико, что грудной ребёнок постепенно обучается понимать их, даже не слыша».

1 КОММЕНТАРИЙ

  1. My husband and i felt absolutely excited Edward could conclude his inquiry from your ideas he discovered from your very own site. It’s not at all simplistic just to be giving for free hints that most people have been making money from. And we all do know we have the website owner to be grateful to because of that. Most of the explanations you’ve made, the easy site menu, the friendships you can assist to engender — it’s everything exceptional, and it’s assisting our son and our family do think that content is cool, and that is extremely important. Many thanks for all the pieces!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь