Малыш и его здоровье (часть 4)

Разместил: Александр Ковалёв | 3/04/2011 | Комментариев: 0 | Просмотров: 1793
 
 0/10  (голосов: 0)

Дорогие друзья!
 в конференц-зале клиники «Исида» состоялся круглый стол на тему « Малыш и его здоровье».

   ПРОДОЛЖЕНИЕ (часть 4 - психолог ): 
   Далее выступала Мирза Александра Вячеславовна, психолог, психоаналитик Киевского научного психоаналитического общества.

   Когда ребенок рождается, у него еще нет никаких представлений об окружающем мире, он получает их из семьи. От того, как мама относится к своему малышу, зависит, как он будет воспринимать этот мир. Их взаимоотношения начинаются еще в утробе матери. Когда ребеночек начинает шевелиться, у будущей мамочки возникает первая привязанность к нему. После рождения малыша возникает вторая, более сильная привязанность. Она формируется двумя, и матерью, и ребенком. От того, как мама заботится о своем ребенке, зависит, как будет формироваться его привязанность к ней.

   Привязанности есть нескольких типов, и от того, какой тип привязанности разовьется у вашего малыша, зависит, как он сможет в дальнейшем строить отношения с окружающими людьми, какова будет его самооценка.

   Безопасная (надежная) привязанность (примерно у 70%) формируется, когда мама достаточно чувствительна к потребностям ребенка, часто берет его на руки, не боясь разбаловать. В первые месяцы жизни ребеночек плачем дает понять, что у него что-то не так, и чувствительная мама уже по тону плача может определить, в чем в данный момент нуждается ее малыш.

   Комфорт, чистота, цвет, свет – все это имеет большое значение. С малышом нужно часто общаться, любые действия, будь то кормление, переодевание, купание, игра, - нужно эмоционально озвучивать.

   После 4-х месяцев полезны небольшие перерывы в общении. Их не нужно делать специально, перерывы случаются естественным образом, когда маме нужно ненадолго покинуть малыша в пределах квартиры. Детки в этом возрасте часто могут брать в ротик и посасывать кончик одеяла или плюшевого мишку. Это помогает им справиться с отсутствием мамы и это хороший признак, который говорит о том, что развитие идет хорошо, ребенку нужно это.

   С 6-ти месяцев начинается период психологического отделения от мамы, формируется самостоятельность.

   В 7-9 месяцев у деток может появиться страх незнакомца. При появлении незнакомого человека или родственника, которого ребенок редко видит, малыш может заплакать. Таким образом ребенок показывает свой страх потерять маму. Появление такого страха говорит о том, что привязанность сформирована, ребеночек боится потерять свою любимую мамочку. Хуже, если такой страх появляется в год или позже, это может означать формирование ненадежного типа привязанности.

   Со страхом ухода мамы поможет справиться игра в «Ку-ку». Нужно на некоторое время закрыть лицо руками, затем со словами «ку-ку» отнять руки и показаться ребенку. Игры в прятки учат детей понимать, что вещи, которые внезапно исчезают, потом снова появляются. Прочная близкая связь с вашим ребенком поможет ему  противостоять повседневным жизненным стрессам.

   Постепенно нужно учить ребенка понимать себя. К 2-3 годам называть эмоции. Например: «Ты сейчас очень рассердился, потому что…» И давать выход из ситуации: «Давай сначала…, потом…». Нужно объяснять ребенку, что с ним происходит, почему, и как выйти из сложившейся ситуации.

   Если нет поддержки остальных членов семьи, у мамы депрессия, - может развиться другой тип привязанности: ненадежная (избегающая) ~ 20%. Такая привязанность проявляется разлукой. Ребенок ведет себя в целом хорошо, маму отпускает от себя спокойно, но когда мама приходит, - не спешит к ней возвращаться. В дальнейшем у таких детей могут быть проявления эмоциональных колебаний, ревности, им тяжело подчиняться, они также тяжело переносят различные неудачи.

   Эмбивалентная (тревожная) привязанность ~10%. Детки такого психологического типа очень привязываются к тому человеку, который осуществляет уход за ними. Это необязательно может быть мама. Они также очень зависимы от этого человека. Такой ребенок сильно скучает по маме, тяжело с ней расстается, а когда мама приходит – тут же бежит к ней, но и сразу уходит. На руках немного посидит, - и убегает.

   И если ребенок совершенно неуравновешен, и ведет себя по-разному, то здесь можно говорить о дезорганизованной привязанности (неразрешенного типа). Такой тип привязанности встречается иногда в семьях, где ребенок испытывает сплошные негативные эмоции, (насилие, травмы) не знает, что ожидать от родителей, реакции которых могут быть совершенно неожиданными.

   Следует заметить, что целиком зависит от родителей, и в первую очередь от мамы, какой тип привязанности будет присущ их ребенку. Важно, как вы строите с ним отношения, насколько хорошо понимаете своего малыша и его потребности. Маленький человечек лишь воспринимает определенный тип отношений и впоследствии переносит это уже во взрослую жизнь. С течением времени жизнь, конечно, вносит свои коррективы, но кардинально изменить сложившиеся отношения к себе и окружающим уже не может.

   Для формирования правильного типа отношений очень важна спокойная обстановка в доме. Импульсы, с которыми ребенок не может справиться сам (раздражение, гнев, обида), мама «перерабатывает» (объясняет, что происходит с ребенком и что делать) и возвращает ребенку. Если мама уже не может справиться со всем этим (может наступить естественная усталость) – важна помощь папы и/или других членов семьи.

   Если с рождения и примерно до семи месяцев ребенок находится в стадии симбиоза с мамой, то с семи месяцев до трех лет он проходит стадию отделения.

   В данной ситуации важную роль играет папа. Если раньше мама принадлежала практически всецело ребенку, то после полугода наступает момент, когда папа возвращает маму себе. Это травматично для ребенка, но и полезно. Мы не способны вырастить ребенка в теплице, но мы способны помогать ему справляться с возникающими проблемами.

   Ближе к году ребеночек начинает ходить и пытается убегать ненадолго от мамы. Тут важно контролировать собственную тревожность. Если мы будем держать ребенка все время возле себя, тревожась о каждом его шаге, мы будем таким образом ограничивать его познания об окружающем мире, и соответственно – интеллект.

   С 1,8 – 2,5 лет наступает тяжелый период противоречия. Такой возраст называют «детский невроз». Ребенок в это время непоследователен, упрям, его желания и настроения меняются очень быстро. Когда малыш подбегает к вам, важно обратить на него внимание, посмотреть в глаза, поцеловать, похвалить за что-то, но и надолго не задерживать. Важно поддерживать самостоятельность ребенка.

   Также важно не кормить ребенка грудью дольше, чем надо, так как процесс отделения может затянуться. После года перекладывать в отдельную кроватку, комнату, иначе он не научится быть один.

   Если стадия отделения прошла не гладко, у ребенка может развиться страх.

В 2,5-3 года мама воспринимается малышом как отдельный объект.


В конце выступления психолог ответила на вопросы. Вот сымые интересные из них:
(Кстати если у Вас есть свои вопрсы, то можете их задать на ннашем детском сайте)

В: С какого возраста нужно говорить ребенку «нельзя»?

О: Нет какого-то определенного рубежа, переступив через который уже можно говорить «нельзя». Это постепенный процесс. Говорить можно, когда это угрожает жизни и здоровью ребенка, причем спокойным, но твердым и уверенным тоном. А вообще ребенка лучше чем-то отвлечь, перевести его внимание на более подходящий объект. И чем младше ребенок, тем проще это сделать.


В: Ребенок в 4 года писается в кровать. Нормально ли это?

О: До пятилетнего возраста это может происходить. Это не энурез. Если же продолжается впоследствии – лучше обратиться к врачу.


В: Нашему сыну 3,5 года и он говорит, что не любит папу. При этом обстановка в семье спокойная. Что делать?

О: С 3 до 6 лет у детей возникает Эдипов комплекс, мальчики ревнуют своих мам к папам. Раньше это происходило ближе к 6-ти годам, теперь же дети развиваются быстрее и все это может происходить гораздо раньше. В данном случае важна роль папы. Он должен объяснить малышу, что мама принадлежит не только ему, проводить с ним спокойные беседы, проводить больше времени.


В: Ребенок в 9 месяцев плохо спит по ночам, часто просыпается и плачет. С чем это может быть связано?

О: Дети, особенно грудные, очень чутко реагируют на настроение мамы, на общую атмосферу в семье. И если она не очень благоприятна и мама переживает по этому поводу, ребеночек свое беспокойство и дискомфорт от этого может проявлять именно так


Ну и в заключение, все, что нужно делать с малышом в плане его физического развития, рассказала нам Кашлюк Лидия Юрьевна.  Продолжение следует ...

                                                                                                          Олеся Медведь © 2006г.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо войти на сайт под своим именем.
Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.