Задержка речевого развития у ребенка: когда начинать беспокоиться

0
71

Как и почему происходит задержка речевого развития? Формирование речи у каждого ребенка индивидуально и зависит от множества факторов: наличия контакта с матерью, пол ребенка (как правило, мальчики начинают говорить позже девочек), общее состояние здоровья, социальная среда и т.д.

 

Родителям необходимо следить за развитием речи, так как от нее зависит общее психологическое развитие ребенка, развитие таких познавательных процессов как память, мышление, воображение, внимание.


Всему свое время


Уже с рождения ребенок запоминает слова, их значение, различает интонацию, специалисты называют это пассивным словарем. Позже развивается активный словарь – малыш повторяет за взрослым сначала отдельные звуки, затем слова, потом начинает общаться с их помощью. Логопеды считают, что задержка речевого развития у ребенка проявляется в отставании от возрастной нормы речевого развития в возрасте до 4 лет. Конечно же, дети с подобной патологией в конце концов научатся говорить, однако гораздо позже.

 

Причины возникновения задержки речевого развития:

— Невостребованность речи: с ребенком никто не разговаривает. К сожалению, довольно частая проблема. Мама и папа работают, а бабушка хлопочет по хозяйству, тихо радуясь, что малыш тихо играет в игрушки.

— Оборотная сторона медали: родные предугадывают малейшее желание своего чада, не создавая потребности у ребенка что-то попросить или выразить свои эмоции словами.

— Заболевания головного мозга (гипоксия при рождении, травмы, инфекционные заболевания, перенесенные ребенком как до рождения, так и в первый год жизни).

— Нарушения слуха, ведь речь появляется на основании услышанного.

 

Болезнь, как известно, легче предупредить, чем лечить.

Родители должны насторожиться и обратиться к детскому невропатологу, если:


1. Ребенку уже восемь месяцев, а он молчит, хотя к такому возрасту малыши умеют «говорить» звуки «а-а-а», «м-м-м».

 

2.Если ребенок в возрасте 10-14 месяцев не реагирует, когда к нему обращаются, а для того, чтобы привлечь к себе внимание, начинает громко плакать.

 

3. В возрасте 15-18 месяцев ребенок не различает на слух предметы и не может показать на картинке предметы, несмотря на просьбы мамы показать мишку или куклу.

 

4. Малышу полтора-два года, а он не может в ответ на просьбу мамы выполнить простейшее действие, например, взять куклу со стола и дать сестренке.

 

5. Не может произнести слова и простые фразы («мама, дай мишку») к возрасту двух-трех лет, к трем-четырем годам малыш не может произнести сложное предложение , обозначающее действие («мама ушла на работу», «я пошел гулять»). Следует обращать внимание, правильно ли произносятся сами слова.


Памятка для мамы


1. Для ребенка вы являетесь образцом, именно маме и прочим домашним он подражает, начиная говорить.

2. Малыш постоянно изучает окружающий мир и понимает гораздо больше, чем может сказать.

3. Ни в коем случае не «сюсюкайте» с малышом, разговаривайте с ним спокойно, не растягивая и не коверкая слова.

4. Поощряйте желание задавать вопросы. Подробно отвечайте на них, подбирая понятные слова и выражения.

5. Всегда внимательно и доброжелательно выслушивайте ребенка, ни в коем случае не перебивайте его.

6. Читайте ребенку каждый день.

7. Как можно чаще хвалите и обнимайте малыша.

8. Поощряйте общение и игры с другими детьми.

9. Купите ДВД или аудиокассеты с мылышовыми песенками, сказками, музыкой и почаще слушайте вместе с ребенком.

 

Оксана Герасименко

www.medikforum.ru

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь