Главная » Безопасность ребенка » Безопасность детей в Интернете » Сетевая педофилия » Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации (часть 1)

Виды насилия над детьми и пути его преодоления. Методические рекомендации (часть 1)

Разместил: Александр Ковалёв | 7/06/2011 | Комментариев: 0 | Просмотров: 5988
 
 10/10  (голосов: 1)

(Часть 1 | Часть 2 | Часть 3)

Подготовлены Л.И.Смагиной и А.С.Чернявской,
отдел семейного воспитания и
социальной защиты детства
Центра проблем воспитания
Национального института
образования МО РБ

Структура

  • Вступление
  • Виды и формы насилия над детьми
  • Истоки и причины жестокого обращения с детьми
  • Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком
  • Ближайшие и отдаленные последствия насилия
  • Ответственность за совершение насилия в отношении несовершеннолетнего
  • Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми
  • Выводы
  • Список рекомендуемой литературы
  • Приложение. Документы и материалы, используемые социальным педагогом при организации работы с ребенком, подвергшимся насилию.

Вступление

Явление жестокого обращения людей друг с другом, насилие над детьми, в том числе домашнее, характерно для всех социально-экономических слоев, всех культур и всех стран современного мира. Особую озабоченность прогрессивной общественности оно стало вызывать, начиная с ХIХ века. Более углубленное изучение проблемы жестокого обращения с детьми, начавшееся в 70 годы ХХ века, подтвердило его широкую распространенность. Проведенные в различных европейских государствах (Великобритания, Франция, Италия и др.) обследования показали, что ежегодно пять детей из каждой тысячи становятся жертвами жестокого обращения. В целом, согласно оценкам экспертов ("Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире" ВОЗ М.. 2003 г.), в странах Евросоюза каждый год от насилия страдают 600 000 детей и, по крайней мере, 5 млн. детей ежегодно подвергаются риску насилия. Так, в Нидерландах, стране с достаточно высоким жизненным уровнем и устоявшимися демократическими традициями, получены следующие данные:

  • 35% родителей используют телесные наказания (вплоть доожогов, нанесения детям колотых ран);
  • 20% – заставляют выполнять половые действия или совершают их с детьми;
  • 26% – предъявляют повышенные требования, издеваются, унижают детей;
  • 15% – используют иные формы насилия.

Ученые из Чешской Республики считают, что хотя точных сведений относительно количества детей, испытывающих на себе жестокое обращение, нет, но теоретически не существует ни одного ребенка, который хотя бы раз не подвергся насилию того или иного рода. Такой вывод был сделан специалистами на основании следующих данных: с домашней тиранией, семейными скандалами и разводами встречается треть всех детей, с детской дедовщиной и жестокостью – каждый пятый ребенок, а каждый десятый страдает от насилия иных взрослых знакомых и незнакомых. Более того, по утверждениям европейских и американских исследователей, количество проявлений жестокого обращения с детьми в последние годы неуклонно растет.
О распространении насилия над детьми в России можно судить также, по высказываниям ученых. Так, известнейший социолог, доктор философских наук, академик Г.Г. Силласте утверждает, что до 80% маленьких граждан страны страдают от различных видов жестокого обращения. А конкретно по поводу домашнего насилия один из ведущих специалистов в этой области, доктор психологических наук Н.Ю. Синягина заявляет, что в настоящее время родительская жестокость стала обычным явлением и имеет место приблизительно в 45 – 49 % семей. Последствия ее впечатляют: до 10 % жертв родительской нелюбви погибает, у остальных появляются отклонения в эмоциональной сфере, физическом и психическом развитии. По другим данным, из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы.
Что же касается официальных статистических данных, то они крайне скупы. Так, в третьем периодической докладе РФ о выполнении положений Конвенции о правах ребенка сказано только, что в связи с нарушением прав несовершеннолетних было подано 11492 протестов, внесено 20740 представлений, направлено 25420 исков в суд; возбуждено 536 уголовных дел. Упомянуто также, что в 2001 г. было зарегистрировано 16 преступлений, связанных с похищением и торговлей несовершеннолетними; а в 2002 г. – 10; всего же за два года давали показания 53 жертвы торговли несовершеннолетними. Наконец, подчеркнут факт увеличения случаев изготовления и распространения детской порнографии (в том числе через Интернет), зарегистрировано 442 таких преступления.
Для сравнения скажем, что в отчетных материалах нашей страны проблеме насилия над детьми в последние годы стали уделять большое внимание. Одновременно следует признать, что размах насилия, равно как государственного вмешательства с целью пресечения жестокого обращения с детьми, с годами возрастает. Так, в 1998 году в судах, органах охраны детства, правоохранительных и других инстанциях Беларуси 199 раз слушались и рассматривались вопросы о защите несовершеннолетних от физического и психологического насилия, жестокого или грубого отношения. В том числе относительно 54 ребят стал вопрос о защите их от сексуальной эксплуатации и домогательств, а 6 детей были убиты в результате совершенного над ними насилия.
В 2003 же году в суды в защиту прав детей было подано 1762 иска; рассмотрены вопросы о защите от физического и психического насилия 118 детей, от сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств – 18 детей. В правоохранительных органах и органах охраны детства рассмотрены вопросы о защите 142 детей от физического и психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного отношения, о защите от сексуальной эксплуатации и сексуальных домогательств – 11 детей.
Наконец, по данным Министерства внутренних дел только за последние 6 месяцев 2004 года в Беларуси жертвами преступлений стали 4,3 тысячи детей (из которых более 600 в возрасте до 12 лет), убиты 58 несовершеннолетних (30 в возрасте до 12 лет); от сексуального насилия пострадал 137 детей (23 в возрасте до 12 лет) и от умышленного нанесения тяжких телесных повреждений – 67 детей (7 в возрасте до 12 лет).
И это притом, что в среднем известным становится только один из пятисот актов насилия над ребенком, поскольку, по общему признанию, достоверной статистики о количестве избитых, изнасилованных и униженных детей не существует. Не удивительно, что Комитет ООН по правам ребенка, начиная с 2000 года, практически всем государствам-участникам по итогам защиты национальных докладов рекомендует исследовать в своей стране проблему распространения насилия и возможностей его преодоления.

 

 

Виды и формы насилия над детьми

Изучение любой проблемы, как правило, начинается с уточнения научного аппарата, с определения дефиниций, чтобы при употреблении терминов представители различных сфер знаний и отраслей деятельности вкладывали в используемые термины один и тот же смысл. Поскольку проблемой насилия обязательно занимаются медики, представители правоохранительных органов, юристы, а сейчас еще социальные работники, педагоги, психологи и иные специалисты, обратимся к справочным источникам и уточним, что подразумевается под насилием и жестоким обращением с детьми.
В словаре С.И.Ожегова, насилие истолковано как "принуждение, давление, нажим, применение физической силы; принудительное воздействие на кого-либо; притеснение, беззаконие".
В нормативно-правовых документах насилием называется "воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное Конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле)". В сборнике "Комплексная программа по профилактике социального сиротства, реабилитации и коррекции социальных сирот и детей, пострадавших от семейного насилия" (Спб., 2003 г.) пишется, что определение "жестокое обращение с детьми" как "конкретное юридическое понятие впервые появилось в Кодексе о браке и семье. Данное понятие жестокое обращение с детьми было включено в перечень оснований для лишения родительских прав в решении Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.1998 г. "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей". Из этих разъяснений следует, что под жестоким обращением с детьми понимаются такие насильственные действия, которые нарушают права ребенка, но еще не являются уголовно наказуемыми".
Если поначалу для юристов приведенного определения было достаточно, то представителей психолого-педагогических наук оно не удовлетворило. Наблюдаемая в последние годы общая гуманизация человеческих взаимоотношений привела к тому, что люди сделались более чувствительными к нюансам насилия и начали негативно реагировать не только на физическую и сексуальную, но также на вербальную и эмоциональную агрессию. В самом общем смысле в психолого-педагогической литературе под насилием понимается умышленное применение человеком, группой различных форм принуждения в отношении к конкретному лицу (группе лиц) с целью достижения каких-либо целей (ущемление прав и свобод, нанесение ущерба или угроза физическому, психическому состоянию). Следовательно, насилие – это любой совершенный акт, который причиняет или может причинить вред физическому, половому или психическому здоровью, а также угроза совершения таких актов.

  • Одновременно специалисты предприняли попытки уточнить и детализировать содержание понятия, ибо одни ученые используют термин насилие, а другие – жестокость, т.е. нанесение одним человеком другому человеку или иному живому существу страданий, вреда, ущерба, выражающееся в действии и бездействии, в словах, в психологическом воздействии и т.д. Анализ встречающихся в настоящее время определений насилия позволяет утверждать, что до последних лет выделяли 3-4 основные формы насилия или жестокого обращения с детьми: физическое насилие, сексуальное насилие или развращение, психическое (эмоциональное) насилие и пренебрежение нуждами ребенка, означаемое некоторыми авторами как моральное насилие. Так, Н.Ю. Синягина ограничивается тремя основными видами, выделяя:

1. Физическое насилие – преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку родителями или лицами, их замещающими, либо ответственными за воспитание.
2. Сексуальное насилие или развращение – вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения с взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей.
3. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) – отсутствие со стороны родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка элементарной заботы о нем, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. Причиной неудовлетворения основных потребностей ребенка могут служить:
– недостаточное возрасту и потребностям ребенка питание, одежды, жилья, образования, медицинской помощи, включая отказ от его лечения;
– отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая;
– нанесение физических повреждений;
– вовлечение в употребление алкоголя, наркотиков, а также в совершение преступления.
Относительно последнего вида насилия Н.Ю. Синягина сделала оговорку, что в психологических исследованиях последних лет выделяют жестокое отношение к детям, предполагающее не физическое воздействие, а ущемление ребенка в потребностях, намерениях, чувствах, установках, унижение или принуждение его к действиям, противоречащим его устремлениям. Далее она уточняет, что существует и психическое (эмоциональное) насилие как периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к возникновению у него патологических черт характера или же тормозящее развитие его личности (постоянная критика ребенка, угрозы в его адрес, предъявление повышенных требований, не соответствующих возрасту ребенка и др.).
К эмоциональному насилию Н.Ю. Синягиной относит:
– открытое неприятие и постоянную критику ребенка, вербальные угрозы в его адрес;
– оскорбления и унижение достоинства ребенка;
– преднамеренную физическую или социальную изоляцию ребенка;
– предъявление к ребенку требований, не соответствующих возрасту и возможностям;
– ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
– однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму и др.
В этот ряд Н.Ю. Синягина ставит еще один вид насилия – доведение до самоубийства, поскольку статистика отмечает неуклонный рост самоубийств среди школьников. Наконец, отдельной новой формой жестокости ученый называет торговлю детьми. Отметим также, что Н.Ю. Синягина (как и многие другие) ставит знак равенства между насилием и жестоким обращением с детьми, раскрывая это понятие следующим образом:
Жестокое обращение– это любые действия или бездействия по отношению к ребенку со стороны родителей, лиц, их заменяющих, или других взрослых, в результате чего нарушается здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его оптимальному физическому или психическому развитию, ущемляются его права и свободы.
Вместе с тем Н.Ю. Синягина утверждает, что четкого, однозначного определения жестокости отечественные психологи так и не дали, хотя юристы, медики, философы, социологи и педагоги часто используют этот термин. В психологии же чаще применяются такие синонимы "жестокости", как "деспотизм" и "агрессия", которая" трактуется как поведение, приносящее вред другому существу; намерение нанести вред; демонстрация превосходства в силе или применение силы по отношению к другому человеку. Причем Н.Ю. Синягина полагает, что определение агрессии не является исчерпывающим для описания всех граней жестокости и не включает ее психологическую сущность в виде насилия над потребностями, чувствами, установками ребенка, его унижение или принуждение к действиям, противоречащим его устремлениям.
Более обширное и полное толкование насилию дали сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony". Они провели в 1998 году на территории Карелии исследование в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье" и попытались отразить различные аспекты насилия следующим образом:
"Над ребенком совершено насилие, если:

  • его истязали, ему нанесли побои,
  • его здоровью причинили вред,
  • нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу,
  • на него кричали,
  • его запугивали, а) внушая страх с помощью действий, жестов, взглядов, б) используя для запугивания свой рост, возраст, в) угрожая насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и т.д.).

К жестокому обращению относится также использование при этом силы общественных институтов, в том числе: религиозной организации, суда, милиции, школы, спецшколы для детей, приюта, родственников, психиатрической больницы и так далее.
Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию и контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой
Над ребенком также совершают эмоциональное насилие, если:

  • унижают его достоинство,
  • используют обидные прозвища,
  • при общении с ребенком проявляют непоследовательность,
  • ребенка стыдят,
  • используют ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому).

Над ребенком совершено экономическое насилие, если:

  • не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.
  • взрослыми растрачиваются семейные деньги.
  • ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

Взрослые относятся к ребенку жестоко, если:

  • используют свои привилегии, в том числе угрозы: а) бросить его (в детском доме – исключить или перевести в другое учреждение), б) совершения самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам
  • обращаются с ним как со слугой, с подчиненным,
  • ребенка перебивают во время разговоров,
  • отказываются сообщать а) о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе, б) о посещениях его родителями, опекунами.

Заметим, что приведенный перечень способов совершения насилия над ребенком не только достаточно полно прокомментирован, но и содержит такой новый вид, как экономическое насилие.

  • Завершая обзор толкований насилия, заметим, что иногда выделяют и такие виды насилия как изоляция ребенка в семье, т.е. деятельность членов семьи, препятствующая (ограждающая) взаимодействию их ребенка со сверстниками, другими людьми; ограничениеустановление определенных рамок, границ, условий самопроявления, деятельности, поведения. А эмоциональное насилие иногда заменяют термином эмоциональный террорунижение и насмешки, вызывающие у ребенка негативные чувства по отношению к себе; угрозы бросить ребенка; манипулятивные игры, высказывания.

Как видим, существуют, во-первых, заметные расхождения в раскрытии понятия насилия, идентификация его с жестокостью; во-вторых, смешение некоторых видов насилия, что особенно заметно по отношению к психическому, которое относят к моральному, эмоциональному и пр. В-третьих, в отдельные формы проявления жестокости по отношению к детям стали выделять а) доведение до самоубийства (хотя, на наш взгляд, это является следствием насилия), б) торговлю детьми и в) экономическое насилие (что вполне закономерно). В целом, на наш взгляд, продолжает оставаться острой проблема максимально возможной унификации научного аппарата, используемого специалистами психологами, педагогами, медиками, юристами, социологами и др., что позволит им создать единую систему работы по предупреждению и преодолению жестокого обращения с детьми.

 

 

Истоки и причины насилия

Говоря об истоках жестокого обращения с детьми, следует отметить, что корни этого явления уходят в далекое прошлое. Например, подход к детям в античные времена был чисто утилитарным. Поскольку интересы общества требовали, чтобы граждане были физически здоровы и способны защищать отечество, то умерщвление младенцев, "выбракованных" в Спарте советом старейшин, герусиями, считалось обыденным явлением. Греческий закон Ликурга предписывал сбрасывать со скалы слабых и уродливых детей, в которых видели угрозу вырождения расы.
Руководствуясь теми же соображениями целесообразности, Плутарх относил к обязанности государства уничтожать неполноценных детей и признавал за неимущими родителями право убивать младенцев, которых семья не в состоянии содержать. Позицию Плутарха разделял Платон, который к тому же призывал избавляться от младенцев, рожденных женщинами старше 40 лет. Но особой жестокостью к детям отличались нравы Римской империи, где детоубийство не только было закреплено на государственном уровне согласно заимствованному закону Ликурга, но главе семейства разрешалось убивать и продавать в рабство детей, независимо от их возраста. Подкидывали на городской рынок или убивали новорожденных, от которых отказывались отцы. А теоретическое обоснование такому отношению к детям выдвинул Сенека, который предлагал руководствоваться принципом рациональности и подвергая сомнению затраты на воспитание неполноценных детей.

  • Много позже известный итальянский врач, педагог и психолог Мария Монтессори отмечала, что ребенок, по мнению тех, кто заботится о нем, представляет собой своеобразный придаток взрослых, воспринимается ими как слабое и неспособное существо. Даже раб никогда не был такой собственностью своего хозяина, как ребенок родителей, слуга никогда не имел такого безграничного послушания, какого требовали от ребенка, никогда рабочему не приходилось так слепо следовать распоряжениям, как это должен делать ребенок. Никому из взрослых не придет в голову безрассудно действовать в отношениях с начальством, коллегами, соседями, и только по отношению к ребенку можно быть безответственным, беспредельно свободным, выступая тираном и навязывая свою волю.

Что касается Беларуси и России, то у нас патерналистское отношение к детям покоится на таком прочном историческом фундаменте, как "Домострой", который считается первым образцом педагогической литературы славянских народов и веками усваивался сознанием людей. Напомним, что авторы "Домостроя" рекомендовали бить детей без указания и даже наличия причин и начиная с раннего возраста, пока ребенок умещается "поперек лавки". Поэтому российские и отечественные исследователи с учетом социокультурной и экономической ситуации причинами насилия над детьми считают следующие:
а) исторически сложившиеся стереотипы воспитания детей, несопоставимые с зарубежными странами. Более того, отмечаются различия в установках на воспитание детей в городских и сельских семьях. Так, в последних сохранилось веками передаваемое положительное отношение к телесным наказаниям, а в качестве основного аргумента в их пользу родители ссылаются на собственные детские воспоминания. Поэтому многие проявления насилия (шлепок, подзатыльник, наказание ремнем) и сейчас в селе считаются естественным методом воспитания;
б) разочарования из-за неоправданных завышенных ожиданий родителей, стремящихся вовлечь детей в максимальное количество видов деятельности и допускающих превышение допустимой для ребенка нагрузки, игнорирование возрастных особенностей развития личности;
в) социальные факторы, вытекающие из кардинальных изменений в общественных и идеологических установках и приведшие к смене ценностных ориентиров, появлению тревоги и агрессии. Эти негативные эмоции выплескиваются на более слабых и зависимых членах семьи и общества, в т.ч. на детей и стариков;
г) неблагоприятная экономическая ситуация, падение уровня жизни, появление безработицы. Собственная неуверенность родителей в завтрашнем дне часто проявляется в эмоционально жестоком обращении с ребенком. Кроме того, ухудшение экономической ситуации отрицательно сказываясь на здоровье матери и детей. Жестокое обращение с ребенком чаще отмечается в тех случаях, когда беременность и роды протекали с осложнениями, а ребенок не отвечает ожиданиям родителей;
д) вынужденная миграция населения из стран СНГ в поисках работы вследствие остановки крупных производств, реструктуризации армии, а также в результате локальных войн. Разлука родителей с детьми приводит к нарушению эмоциональных связей и риску проявления насилия над ребенком.
Применительно к семейному насилию, его причины зачастую просто делят на две группы: психологические и социальные. В качестве социальных называют бедность, низкий уровень дохода семьи, безработицу, социальную изоляцию и закрытость, перенаселенность и др. К психологическим относят низкий образовательный и культурный уровень родителей, традиционные методы воспитания, конфликты в семье, а также отсутствие навыков и умений в воспитании детей. Такая позиция четко прослеживается у Н.Ю. Синягиной, которая подчеркивает, что недостаток заботы о детях со стороны родителей может быть непредумышленным, выступать как следствие стихийных бедствий, социальных потрясений, болезни, бедности, неопытности или невежества взрослых.

К наиболее типичным причинам насилия над детьми она причисляет:
1. Многовековые традиции патриархального воспитания, проповедовавшего ремень да порку как лучшее воспитательное средство. Это отразилось в русском фольклоре: "За одного битого двух небитых дают", "Больше тумаков – меньше дураков" и др.
2. Пропагандируемый в современном обществе культ жестокости, который, по прогнозу социологов, должен был прийтись на 1994–1996 годы, но не пошел на спад.
3. Низкий уровень общей и правовой культуры населения, когда ребенок воспринимается как объект воздействия, а не субъект взаимодействия.
4. Вытекающее из невежества бессилие родителей, которые не могут добиться позитивных результатов иными средствами, кроме жестокости.
Группа российских ученых, в том числе Е.И. Цымбал и др. ("Жестокое обращение с детьми и его последствия"), отдельно останавливаются на такой причине насилия над детьми, как "отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще, по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются."
В целом можно выделить 4 теории возникновения причин семейного насилия над детьми. Сторонники социологической модели подчеркивают влияние социокультурных факторов (усвоенных в детстве и принятых в данной социальной группе стереотипов семейных отношений), жилищных и материальных условий, порождающих хронический психологический стресс и посттравматические расстройства. Представители психиатрической, медицинской теории рассматривают жестокое обращение и пренебрежение ребенком как это следствие патологических изменений в психике родителей, их деградации и алкоголизации. С точки зрения социально-психологической проявления насилия объясняются личным жизненным опытом родителей, их "травмированным" детством. Наконец, принадлежащие к психологической теории убеждены в том, что ребенок сам создает предпосылки для жестокого обращения, и обосновывают концепцию плохого обращения как конечного результата деструктивных детско-родительских отношений.
На этом фоне логичным представляется утверждение некоторых зарубежных ученых (Р. Джиллес, М. Страус) об отсутствии единой теории, способной полностью объяснить истоки и причины домашнего насилия, поскольку специалисты исходят из собственных профессиональных убеждений. Поэтому насилие можно трактовать как многоаспектное явление, порождаемое взаимодействием а) личностных особенностей родителей и ребенка, б) внутрисемейных процессов, в) социально-экономических условий.
Соглашаясь с тем, что наиболее распространено домашнее насилие над ребенком, подчеркнем, что острее всего дети сейчас реагирует не на насилие в семье, а на эмоциональное насилие со стороны взрослых (учителей, воспитателей) в школе. Именно там они проводят больше всего времени, находит основной круг друзей, знакомых и среду для самовыражения, связывает с этим местом возможность своего дальнейшего развития: поступление в техникум, институт, университет.
Можно выделить несколько причин, которые вызывают применение насилия по отношению к ученикам в школе:

  • Исторические предпосылки, обусловившие механическое перенесение в наше время педагогических систем воспитания, традиционных для Советского Союза. Советская педагогика основывалась на стирании индивидуальности ученика, превращении его в "винтик" и отличалась авторитаризмом, диктатом, стрессовой воспитательной стратегией формирования личности.
  • Психологическая неустойчивость педагогов. Как известно, их труд относится к числу наиболее напряженных в эмоциональном плане, требующих большого самообладания и саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры, слабое владение коммуникативными навыками зачастую приводят к "эффекту выгорания" и делают учителя в многочисленных стрессовых ситуациях одновременно "палачом" и "жертвой".
  • Профессиональная несостоятельность, выражающаяся в неумении или нежелании педагога с уважением отнестись к личности и проблемам ребенка, провоцирующим нестандартное поведение. В результате вместо помощи ученик слышит обвинение в возникновении этих самых проблем, что приводит к нервному срыву и даже к попыткам суицида. По данным исследований, чаще всего дети решают умереть из-за школьных конфликтов, которые стоят на первом месте и составляют не менее четверти от всех причин побудивших подростков покончить жизнь самоубийством.

 

Субъекты и факторы риска для осуществления насилия над ребенком

Разного рода насилие над детьми встречается повсеместно: в семье, дошкольных учреждениях, школе, детских домах и интернатах, лечебно-воспитательных учреждениях и воспитательных колониях, местах проведения досуга и молодежных тусовок. Поэтому помимо причин, выделяются факторы риска, способствующие увеличению случаев жестокого или пренебрежительного обращения с детьми. К таким факторам риска исследователи (Н.Ф.Михайлова, Кристел Алтосаар и др.) относят личностные характеристики насильников (субъектов насилия) и жертв.Субъектами или внешними источниками насилия для детей и подростков является достаточно широкий перечень лиц. По материалам исследований белорусских и российских ученых насилие по отношению к ребенку может исходить от следующих категорий людей:

  • родителей (мать, отец, отчим, мачеха) или иных законных представителей (попечитель, опекун);
  • близких родственников (бабушка, дедушка, дядя, тетя, брат, сестра);
  • сверстников или старших детей знакомых и незнакомых ребенку;
  • педагогических работников образовательных, воспитательных либо лечебных учреждений (педагоги и воспитатели детских садов, школ, приютов, интернатов для детей-сирот, детских домов, мастера на производстве, тренеры в спортивных секциях и др.);
  • посторонних наделенных властными полномочиями (врачи, средний медицинский персонал, сотрудники правоохранительных органов и центров по оказании социальной помощи и поддержки и др.);
  • иных посторонних – знакомых (соседи, друзья родителей) и незнакомых взрослых.

В ходе исследования, проведенного в лаборатории семейно воспитания Национального института образования, уточнялись данные относительно наиболее частных субъектов жестокого обращения с детьми. Исследованием было охвачено свыше тысячи респондентов: 369 подростков, 170 студентов и 211 взрослых (родителей и педагогов). Как выяснилось, безопасных для детей мест, к сожалению, практически нет, но в зависимости от вида насилия большую угрозу представляют различные сферы обитания. В целом, на первом месте по опасности стоят улица и двор, где более четверти опрошенных испытывают и вербальное, и физическое насилие. На втором – общественные места и транспорт, несущие для респондентов, в основном, вербальное насилие в виде оскорблений, брани и угроз. В школе, которая оказалась на 3-м месте по числу выборов, ребята чаще всего встречаются с непристойными шутками и репликами в свой адрес. На последнем месте по числу выборов стоит квартира (собственная или чужая).
Вместе с тем, по данным исследователей, если сексуальное насилие около половины детей терпят от чужих людей, то физическое и психическое насилие совершается, в основном, в кругу семьи. По большей части матери (около 90%) ответственны за отсутствие родительской заботы, так как матери или люди их заменяющие являются основными опекунами. Зато сексуальное насилие гораздо чаще, приблизительно в 90% случаях, совершается мужчинами, около половины из них – отцы или люди их заменяющие. Мужчины также по большей части оказываются виновниками эмоционального и физического насилия.
Интересной выглядит позиция, объединяющая точки зрения зарубежных и российских ученых (Е.Н. Иванова, R.F. Celeste). Они выделяют три инициирующих домашнее насилие основных компонента, что позволяет определить и причины его возникновения. Этими компоненты являются насильник, жертва и кризис, причем в роли насильника могут выступать не только мужчины (отец, отчим, дед, дядя и др.), но и женщины, а также братья и сестры. Более того, вопреки существующим мифам насильник не обязательно асоциальная личность, а нередко уважаемый человек с высоким социальным статусом. Вместе с тем существуют определенные черты характера и установки, способствующие трансформации в насильника. Кроме того, должна возникнуть кризисная ситуация, т.е. неблагоприятное событие, которое играет роль пускового механизма для потенциального насильника и лишает его возможности справиться со своими желаниями и проблемами социально приемлемым способом.
Анализируя случаи домашнего насилия, они отметили, что к жестокому обращению с детьми склонны родители, которые:

  • не являются биологически родными для ребенка;
  • часто конфликтуют в семье, импульсивны, эмоционально неустойчивы, имеют психические и личностные расстройства;
  • в детстве сами пережили насилие;
  • обладают низким уровнем культуры и образования родителей, а также социально-экономическим статусом, например, принадлежат к категории безработных, имеют уголовное прошлое или настоящее;
  • воспитывают ребенка без супруга(и);
  • относительно молоды и неопытны, поэтому безразличны к состоянию и развитию ребенка;
  • склонны к злоупотреблению алкоголем либо приобщились к наркотикам;
  • обременены большим количеством детей.

Что касается жертв, то с высокой долей вероятности семейному насилию могут подвергаться дети:

  • нежеланные или рожденные вскоре после смерти предыдущего ребенка;
  • трудно вынашиваемые, часто болеющие и разлученные в течение первого года жизни с матерью, которая тяжело перенесла роды;
  • живущие в многодетной семье, где промежуток между рождениями детей был небольшим (погодки);
  • имеющие врожденные или приобретенные увечья, специфические особенности внешности, умственного (физического) развития, нарушения здоровья, в т.ч. сна, низкий интеллект и несформированные социальные навыки;
  • отличающиеся девиантным поведением, раздражающими привычками и такими чертами характера, как вспыльчивость, гиперактивность, непредсказуемость, замкнутость, равнодушие, требовательность, внушаемость и др.

Итак, факторы риска возникновения домашнего насилия в отношении детей группируются в характеризующие среду, т.е. семью, и детей. Замечено, что жестокое обращение с детьми больше распространено среди бедных и неимущих. Экономические факторы, к которым можно отнести плохие жилищные условия и недоступность квалифицированного медицинского обслуживания, ограничивают возможность заботы о ребенке и создают фон для жестокого обращения с ребенком.
Структура семьи также является важной характеристикой, поскольку дети, живущие с одним из родителей, значительно больше рискуют оказаться лишенными заботы вследствие трудовой занятости взрослого или подвергнуться жестокому обращению из-за его физической или эмоциональной перегрузки. Причем, дети, живущие только с отцами, в два раза чаще подвергаются насилию, чем оставшиеся с одной матерью. Наконец, жестокое обращение с детьми, в особенности отсутствие заботы о физическом состоянии ребенка или педагогическая запущенность, чаще встречаются в больших семьях, где появление каждого нового ребенка привносит дополнительные заботы и трудности.
Ребенок может способствовать насилию своей агрессивностью и импульсивностью, являющимися следствием плохого обращения. Гиперактивные дети более возбудимы и менее охотно выполняют правила, что раздражает взрослых и провоцирует их на насилие. В свою очередь ребенок, подражая родителям и желая предотвратить жестокое обращение по отношению к себе, демонстрирует такую же агрессивность. В результате создается порочный круг.
Отдельным объектом внимания российских (С.В. Ильина, А.Д. Кошелева, О.С. Лобза, Е.Т. Соколова) и зарубежных ученых стали “сензитивные к насилию” возрастные периоды развития ребенка. По данным проведенного в США общенационального исследования, такими периодами являются дошкольный и подростковый возраст. Так, случаи плохого ухода со стороны родителей фиксировались преимущественно в отношении дошкольников: 23% случаев касались детей от рождения до 2 лет. Объясняется это тем, что период младенчества и раннего детства, когда ребенок наиболее беспомощен и зависим от взрослых, бывает самым стрессовым временем и для большинства родителей, особенно для склонных к злоупотреблению алкоголем.
Непрекращающийся крик и раздражительность младенца приводят к уменьшению привязанности матери и, как отметил S.M. Bell, в этом случае женщины могут уйти, оставляя малыша одного. Впрочем, пассивные, отстающие в развитии, родившиеся преждевременно, требующие из-за этого или вследствие психофизических особенностей специального ухода младенцы тоже могут фрустрировать матерей. Такие дети не только обременительны для родителей, но и рассматриваются ими как постоянное напоминание об уязвленном самолюбии, что стимулирует со стороны взрослых жестокое обращение в виде недостатка ухода.
Жертвами же физического насилия в семье зачастую становятся подростки 12-17 лет. Самый пик приходится на 15-17-летних: 14,2 случая на 1000 исследуемых, в то время как для всех школьников показатель в два с лишним раза ниже (6,3 на 1000). Любопытен и такой факт: хотя в физическом насилии дети признают виновными обоих родителей (94,2% всех случаев), насильственные методы воспитания чаще допускают женщины (60,8%), а не мужчины. Матери виновны также в 75% фактов плохого ухода за детьми. В этом данные американских специалистов практически совпадают с результатами, полученными белорусским ученым, доктором социологических наук Ю.М.Бубновым (г. Могилев).
По половому признаку пострадавшие различаются следующим образом: с физическим насилием и мальчики и девочки от рождения до 3-лет встречаются одинаково часто. Среди 4-12-летних наказываемых физически мальчиков примерно на 30% больше, чем девочек. Далее, в подростковом возрасте соотношение выравнивается, чтобы после 16 лет качнуться в сторону девочек, которые теперь уже страдают чаще на те же 30%.
От сексуального преследования чаще страдают девочки всех возрастных групп. С возрастом доля девочек, ставших жертвами домогательств, увеличивается и достигает максимума после 16 лет, когда соотношение становится 1:4. Как ни странно, но запущенными в бытовом плане также чаще бывают девочки, особенно после 10 лет. Пик неухоженности припадает все на тех же 16-летних девушек, когда их преобладание над юношами становится шестикратным.
Перечисленные выше факторы риска не обязательно оборачиваются прямой опасностью для детей. Нередко в семьях, представители которых обладают приведенными характеристиками, дети окружены теплотой и любовью. Однако выделение таких факторов способствует обозначению своеобразной "зоны особого внимания" для специалистов, помогая им выявить, а иногда и предотвратить домашнее насилие.

 

 

Ближайшие и отдаленные последствия перенесенного насилия

Как утверждают ученые, испытанная ребенком жестокость оставляет след на всю жизнь и приводит к самым разнообразным последствиям, которые объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения с детьми. К ближайшим относятся физические травмы, повреждения, острые психические реакции в ответ на любую агрессию, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия, но в обоих случаях ребенок бывает охвачен страхом, тревогой, гневом. Среди отдаленных последствий выделяют различные заболевания, личностные и эмоциональные нарушения физического и психического развития, а также тяжелые социальные последствия, где можно выделить два взаимосвязанных аспекта: вред для жертвы и для общества.
К общественным потерям в результате насилия над детьми относятся не только утраты человеческих жизней из-за убийств и самоубийств детей, но и потери в их лице полноценных членов общества, формирование социально дезадаптированных личностей со следующими характеристиками:

  • испытанная в детстве жестокость часто приводит к тому, что в дальнейшем дети стремятся разрешать свои проблемы посредством насильственных или противоправных действий. Вначале пострадавшие, подверженные частым приступам гнева и немотивированной агрессии, изливают ее на младших по возрасту или на животных, в том числе во время игр. Но результатом становится такое опасное социальное последствие, как дальнейшее воспроизводство самой жестокости. Косвенным подтверждением может служить увеличение числа совершенных подростками преступлений, сопряженных с насилием;
  • у переживших насилие детей зачастую формируются такие личностные и поведенческие особенности, которые делают их обладателей малопривлекательными для окружающих. В результате ребенок испытывает трудности социализации, у него бывают нарушены связи со взрослыми, нет навыков общения со сверстниками. А если он не обладает достаточным уровнем знаний и эрудицией для завоевания авторитета в школе, то может примкнуть к криминальной, пристраститься к алкоголю, наркотикам и опять-таки совершать правонарушения. Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация;
  • насилие по отношению к детям может привести к потере в их лице родителей. Выросшие в жестокости мальчики сами становятся обидчиками, а девочки, как правило, связывают свою жизнь с жестоким и агрессивным мужчиной. И те, и другие не только испытывают трудности при создании собственной семьи, но и не могут дать своим детям достаточно тепла, чтобы воспитать здоровое физически и нравственно потомство;
  • жестокое обращение с детьми вызывает у них нарушения памяти, отсутствие способности сосредоточиться, формирует инфантильных и малообразованных людей с низким профессиональным уровнем, не умеющих и не желающих трудиться.

Что касается нарушений физического и психического развития, то у детей из семей, где побои и брань являются распространенными "методами воспитания", или где ребенок лишен тепла и внимания (например, в семьях родителей-алкоголиков), выявляются такие признаки задержки физического и психического развития, которые вызывают, по выражению зарубежных специалистов, состояние "неспособности к процветанию".
К особенно тяжелым последствиям приводит сексуальное насилие. В результате домогательств у детей возникают страхи перед каким-то человеком, местом, темнотой; чрезмерная сонливость или бессонница, истерические проявления, регрессия, т.е. формы поведения, соответствующие более младшему возрасту; агрессивность и раздражение; несоотносимый с возрастом интерес ребенка к интимной области. Кроме того, чувствуя себя несчастными и пытаясь найти выход из создавшегося положения, дети, с одной стороны, сами могут шантажировать совершивших сексуальное насилие, вымогая у взрослых насильников деньги и подарки в обмен на обещание хранить совершенное в секрете. С другой стороны, обладая несвойственными их возрасту сведениями об интимной жизни, жертвы насилия могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них окружающих.
Однако наиболее универсальной и тяжелой реакцией на попытки детей адаптироваться к страданиям является низкая самооценка, закрепляющая психологические нарушения и приводящая к значительному отставанию в развитии. Ребенок с низкой самооценкой постоянно испытывают чувство вины, стыда, приступы беспокойства и безотчетной тоски. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии, сопровождающейся нарушениями сна, чувством собственной ущербности, неполноценности. У подростков, страдающих от одиночества, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные суициды. Повзрослев, жертвы домашнего насилия на годы погружаются в депрессию, зачастую не отдавая отчета в своем состоянии, а только удивляясь, почему их ничего не радует, не клеится карьера, не привлекает общение с людьми, даже самыми симпатичными.
Наконец, последствиями пережитой травмы может стать не только агрессивность, о чем шла речь выше, но и избыточная пассивность, отсутствие способности к самозащите, виктимность. Кроме того, заброшенные, эмоционально депривированные дети часто стремятся привлечь к себе внимание любым путём вплоть до вызывающего, эксцентричного поведения.

(Часть 1 | Часть 2 | Часть 3)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо войти на сайт под своим именем.
Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.