История специальной психологии

    0
    1555

    Специальная психология — самостоятельная отрасль психологической науки, изучающая закономерности психического развития и особенности психической деятельности детей и взрослых с психическими и физическими недостатками.

    История развития специальной психологии определяется развитием системы коррекционного образования и психологии в целом. Выделение собственно психологических научных исследований из педагогических и медицинских происходило постепенно с накоплением знаний об изучении лиц с умственной отсталостью в психиатрии и обучения слепых и глухих детей в педагогике.

    Важнейшей вехой в истории развития специальной психологии было введение обязательного общего начального обучения. Оно привело к появлению в составе начальных классов умственно отсталых детей, ранее не вовлекавшихся в образовательный процесс, у педагогов появились трудности, связанные с незнанием особенностей таких детей.

    Министерство народного просвещения Франции, где в 1905 г. было введено общее обязательное начальное обучение, создало комиссию для разработки принципов и методики отбора умственно отсталых детей с целью направления их в специальные классы. В эту комиссию вошли выдающийся французский психолог А. Бинеи психиатр Т. Симон. Выполняя поручение министерства, Бине и Симон собрали значительный материал, характеризующий особенности умственно отсталых детей и включенный вместе с изложением принципов диагностики в их книгу «Ненормальные дети», перевод которой был опубликован в России в 1911 г.

    Следует отметить, что с началом XX в. связан целый поток публикаций в Западной Европе по методикам диагностики умственной отсталости, они содержали описание психологических особенностей детей и подростков этой категории. В России в это же время вышла книга известного невропатолога и психолога Г. И. Россолимо «Психологические профили: Метод количественного исследования психических процессов в нормальном и патологическом состояниях», изданная в 1910 г. (Россолимо,1910); двухтомная монография врача и психолога Г.Я.Трошина «Антропологические основы воспитания. Сравнительная психология ненормальных детей», напечатанная в Петрограде в 1915 г., и др. Важную роль сыграл В.М.Бехтерев, создавший в руководимой им Психоневрологической академии специальную лабораторию по изучению психики детей с отклонениями в развитии.

    В это время появляются и собственно психологические работы, касающиеся детей и взрослых с различными нарушениями. Это труды российских ученых: А.В.Владимирского, А.С.Грибоедова, А. В.Бирцлева, Е.К.Грачевой, В.П.Кащенко, П.И.Ковалевского, А.А.Крогиуса, A.M.Щербины и др.

    Но развитие специальной психологии, начатое в те годы было серьезно приостановлено началом Первой мировой войны, революцией и гражданской войной. Вместе с восстановлением системы школьного образования в Советской России складывалась и новая система специального образования. К середине 20-ых годов начинает возобновляться и научно-исследовательская работа в этой области. Внутри педологии, обогатившей педагогику новым системным видением развивающейся личности ребенка зарождалась новая область знаний – дефектология.

    Огромная роль в становлении специальной психологии принадлежит Л.С.Выготскому, который изучал детей разных категорий и проявлял интерес к разным типам нарушенного развития. Он уделял внимание и умственной отсталости, и слепоте, и глухоте, и нарушениям речи. Именно это и дало ему возможность выйти на важнейшие общие закономерности аномального развития и, тем самым, создать основы для консолидации отдельных направлений в специальной психологии.

    Постановление коммунистической партии 1936 г. «О педологических извращениях в системе наркомпросов» наложило запрет на использование в обследовании детей любых психодиагностических методик, разгромило педологические центры, прекратило подготовку практических психологов в нашей стране. Дефектология была отделена от педологии и благодаря этому в ней сохранились и даже развивались традиции специальной психологии. В Научно-исследовательском институте дефектологии в Москве продолжали работать ученики Л.С.Выготского: Л.В.Занков, Р.Е.Левина, А.Р.Лурия, Н.Г.Морозова, М.С.Певзнер, В.И.Соловьев, Ж.И.Шиф и другие, которые продолжали развивать его научную школу в специальной психологии.

    В 1944 г. возобновилась подготовка психологов и преподавателей психологии в университетах страны. В 50-ые годы психологи с базовым образованием стали вновь приходить на кафедры психологии дефектологических факультетов, в научно-исследовательские институты нашей страны. В эти годы начинают научную работу в специальной психологии такие известные в будущем психологи как А.П.Гозова, Н.Д.Зислина, Ю.А.Кулагин, В.И.Лубовский, Е.Н.Марциновская, А.И.Мещеряков, М.С.Певзнер, В.Г.Петрова, Т.В.Розанова, Л.И.Солнцева, Л.И.Тиграноваи др.

    В 1960-е гг. в СССР развертывается научное изучение психологических аспектов трудового обучения и трудовой деятельности лиц с недостатками развития. Одновременно начинается психологическое изучение детей, испытывающих устойчивые трудности в обучении. В результате исследований, проводившихся в тесном взаимодействии с медицинским, психоневрологическим изучением этой группы детей, выделяются дети с задержкой психического развития и формируется новая ветвь специальной психологии. В 1970-х гг. возникает еще одно новое направление — психологическое изучение детей с ранним детским аутизмом.

    В начале 90-ых годов уже в новой России вновь после большого перерыва появляется профессия практического психолога, психологи начинают работать во всех типах школьного и дошкольного образования, в том числе и коррекционного.

    Последнее десятилетие – период бурного развития специальной психологии. Создаются и начинают работать различные психологические центры, основными задачами которых становится диагностика, консультирование, психологическая помощь и сопровождение детей и подростков, испытывающих трудности в обучении и адаптации в обществе и их семей.

    Расширяется возрастная сфера оказания психологическая помощи населению, в нее постепенно начинают включаться дети раннего возраста и их семьи, а также молодые инвалиды, продолжающие свое образование в колледжах и вузах. Тем самым расширяется и возрастной диапазон изучаемых периодов психического развития в специальной психологии.

    В образовательный процесс начинают включаться дети и подростки с тяжелыми нарушениями движений и множественными нарушениями, с тяжелыми формами умственной отсталости, которых ранее относили к «необучаемым», а значит накапливаются новые знания об их психологических особенностях.

    Создание специальных школ для подростков с нарушенным поведением (девиантных) также расширяет контингент изучаемых и опекаемых специальными психологами.

    Возникновение и расширение психологической службы в образовании позволяет вычленить большую группу детей с минимальными или пограничными нарушениями, которые также требуют специальной психологической поддержки.

    Все большее внимание начинает уделяться процессу интеграции детей с нарушениями развития в массовое образование, возникает необходимость не только специально педагогического, но и психологического сопровождения включения этих детей в дошкольные и школьные образовательные учреждения.

    Недостаток подготовленных для этой работы психологов создает острую нужду в их квалифицированной подготовке. Специальная психология входит в раздел обязательных учебных дисциплин в учебных планах педагогических и психологических специальностей и специализаций. Появляются государственные образовательные стандарты высшего образования в этой области. Специальная психология выходит за рамки только дефектологических факультетов педагогических вузов, внутри которых она преподавалась ранее. В 1995 году открывается первая кафедра специальной психологии на психологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета. В Московском психолого-педагогическом университете уже в 1998 году появляется факультет специальной психологии, который начинает выпускать психологов со специализацией по специальной психологии. Появляется журнал «Специальная психология», тематика по специальной психологии включается во все большее число новых журналов по психологии и педагогике. Создаются новые аспирантуры в вузах по специальной психологии, новые диссертационные советы. Начинают появляться первые серьезные научные статьи нового поколения молодых ученых в этой области знаний. Появляются первые учебные пособия и учебники по специальной психологии. В 2003 г. выходит учебное пособие «Специальная психология» под редакцией В.И.Лубовского, в создании которого принимают участие такие преподаватели кафедры специальной психологии МГППУ как Т.В.Розанова, В.Г.Петрова, В.А.Лонина и Т.А.Басилова. В 2009 г. выходит из печати дополненное 6-переиздание этой книги уже как учебника.

    При этом следует отметить, что выделение специальной психологии в самостоятельную область психологии является продуктом отечественной психологической науки. Термин «специальная психология» используется только в странах Восточной Европы, входивших в недавнем прошлом в «страны социалистического лагеря» и где терминология в области дефектологии разрабатывалась в 70-80 годы совместно с российскими специалистами. Традиции этой науки мы сохраняем и развиваем в создании отдельных магистерских программ по психологии, в которых прежде всего могут принимать участие наши зарубежные коллеги из стран Восточной Европы и Центральной Азии, имеющие общие образовательные традиции.

    Вместе с тем, мы всячески приветствуем включение дисциплин, традиционно входящих в отечественную специальную психологию в магистерские программы, создающиеся в других направлениях психологии и педагогики: дошкольной педагогики и психологии; возрастной и педагогической психологии; клинической психологии.