Специальная психология (википедия)

    0
    296

    Специальная психология (Коррекционная психология) — область психологии развития, изучающая особые состояния, возникающие преимущественно в детском и подростковом возрасте под влиянием различных групп факторов (органической или функциональной природы), проявляющихся в замедлении или выраженном своеобразии психосоциального развития ребенка, затрудняющих его социально-психологическую адаптацию, включение в образовательное пространство и дальнейшее профессиональное самоопределение. По Е. Л. Гончаровой специальная психология — это «область психологии развития, которая изучает проблемы развития людей с физическими и психическими недостатками, определяющими потребность детей в особых условиях обучения и воспитания и потребность взрослых — в особых формах психологического сопровождения.» Название «Коррекционная психология» зафиксировано в перечне научных специальностей ВАК РФ. Код 19.00.10.

    Описание

    Становление специальной психологии, изначально, происходило в рамках дефектологии, как прикладной дисциплины, которая обеспечивала оптимальное решение задач коррекционного педагогического процесса, а также методы диагностики определяющие особенности психического развития ребенка, его потребности в обходных путях обучения. Исторически первыми возникли такие направления специальной психологии, как психология слепых (тифлопсихология), глухих (сурдопсихология), психология умственно отсталых (олигофренопсихология) людей. За свою почти столетнюю историю специальная психология значительно расширила область своих исследований и практического применения. Теперь она обращена и к детям с задержкой психического развития, с нарушениями речи, с ранним детским аутизмом, к детям с двигательными нарушениями, со сложной структурой дефекта и др. Специальная психология изучает различные варианты патологии психического развития, проблемы искажения психического развития при врождённых физических заболеваниях и дефектах. так, например, выявлено, что первичный дефект (например, глухота) вызывает многочисленные вторичные изменения — изменения психического развития (вторичный дефект), перестройку жизненной позиции, системы взаимоотношений с окружающими, мышления, восприятия и пр. (третичные отклонения).

    На базе данных специальной психологии строится система обучения и воспитания людей с аномалиями психического развития, профессиональная консультация и профессиональный отбор.

    Основной задачей специальной психологии является формирование адекватной личности в условиях применения специальных методов и приемов воспитания и обучения, за счет которых происходит замещение и перестройка нарушенных функций.

    Объект и предмет специальной психологии

    Объект

    Объект специальной психологии как науки — это человек с нарушениями в развитии, то есть существующий в депривации (недостаточности).

    Предмет

    Предмет специальной психологии — различные формы и стороны развития психики в неблагоприятных условиях.

    Задачи специальной психологии

    1. Изучение закономерностей и особенностей психического развития детей и взрослых с различными психическими и физическими недостатками в разных условиях, и прежде всего в условиях коррекционного обучения
    2. Создание методов и средств психологической диагностики нарушений развития
    3. Разработка средств психологической коррекции недостатков развития
    4. Психологическое обоснование содержания и методов обучения и воспитания в системе специальных образовательных учреждений
    5. Психологическая оценка эффективности содержания и методов обучения детей с недостатками развития в разных условиях
    6. Психологическое изучение социальной адаптации лиц с недостатками
    7. Психологическая коррекция дезадаптации

    В настоящее время наиболее актуальной задачей является разработка диагностических методик.

    Разделы специальной психологии

    1. тифлопсихология — психология слепых;
    2. сурдопсихология — психология глухих;
    3. олигофренопсихология — психология умственно отсталых;
    4. логопсихология — психология лиц с речевыми расстройствами.

    А также психология людей с нарушениями опорно-двигательно аппарата, задержкой психического развития, сложными недостатками развития, а также расстройствами эмоционально-волевой сферы.

    Специальная психология, как и специальная педагогика, входит в состав дефектологии — комплексной научной дисциплины, изучающей особенности развития детей с физическими и психическими недостатками и закономерности их воспитания и обучения.

    Методы специальной психологии

    В специальной психологии отсутствуют какие-либо особые, специальные методы исследования. В ней, как и в общей, детской и педагогической психологии, применяются:

    1. Индивидуальный и групповой лабораторный психологический эксперимент — это активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, которые выявляют какой-либо психологический факт.
    2. Наблюдение — целенаправленное восприятие объекта изучения, заключающийся в фиксации проявления поведения и получения суждений о субъективных психических явлениях.
    3. Изучение продуктов деятельности(например, анализ письменных работ детей, изучение их рисунков, предметов, производимых ими в процессе трудового обучения и др.)
    4. Анкетирование — группа психодиагностических методик, где задания представлены в виде вопросов или утверждений и предназначены для получения данных со слов обследуемого.
    5. Проективные методики (предназначены для диагностики личности):
      • Методики структурирования — формирование стимулов, предание им некоторого смысла.
      • Методики конструирования — создание из деталей осмысленного целого.
      • Методики интерпретации — это истолковывание каких-либо событий, ситуаций.
      • Методики дополнения — например: незаконченное предложение.
      • Методики экспрессии — рисование.
      • Методики катирсиса — игровая деятельность в особо организованных условиях.
      • Методики импрессии — предпочтение одних стимулов другим.
    6. Обучающий эксперимент — форма естественного эксперимента, который характеризуется тем, что изучение тех или иных психических процессов происходит при их целенаправленном формировании. При этом с помощью данного метода выявляется не столько наличное состояние знаний, умений, навыков, сколько особенности их становления.
    7. Условно-рефлекторные методики

    Каждая из методик применяется в определённых целях и с учётом индивидуальных особенностей объекта изучения.

     

    Источник: http://ru.wikipedia.org/