Стол в славянской символике

Разместил: Александр Ковалёв | 24/11/2016 | Комментариев: 0 | Просмотров: 55
 
 0/10  (голосов: 0)

Стол в славянской символике Стол - важный в народной культуре локус, часто маркировавший красный угол, сакральный центр жилища. Полисемантичность стола обуславливает его органичное участие в различных семейных обрядах - крестинах, свадьбах, похоронах. Одно из определяющих символических значений стола, - объединение, согласие - актуализируется наиболее отчетливо в свадебном обряде, все этапы которого (сватовство, рукобитие, венчание) завершаются застольем. Старались не начинать трапезу, пока все не соберутся за стол (символика единения), нельзя и вставать из-за него, пока не поели все остальные. Кроме того, строго регламентированным был и порядок рассаживания во время трапезы, в связи с чем в Ростове возникло выражение «сношнины руки», то есть длинные, далеко достающие - в семье молодых снох сажали на конце стола, далеко от общего блюда.
В другом аспекте - как символ границы, рубежа - стол предстает, в частности, также в свадебном обряде, когда выставляется перед женихом в качестве преграды. Амбивалентную символику (пути, преграды) он нес в Ростовском уезде на таком этапе обряда, когда подружки старались «загаживать» стол, засыпая его всяческим мусором, в ожидании в доме невесты жениха, который он и просил за выкуп очистить.
С другой стороны, во время подметания полов веник запрещалось поднимать выше стола, чтоб не нарушить его святость. Символом пути человека он становился в похоронном обряде, т.к. на нем, или на лавке, должно было находиться тело перед выносом из избы.
Для осмысления символического статуса стола важно уподобление его церковному престолу, алтарю, поэтому часто над ним находилось наиболее священные предметы избы - образа. Формула «стол-престол» была очень распространена у русского населения, из-за этого не разрешалось помещать на стол посторонние предметы. Символом высоты, неба являлся стол при крестинах, когда устраивали обряд «вхождения в рай». Он в Ярославской губернии заключался в том, что нужно было сначала три раза обойти вокруг стола, а затем и сесть за него. Обходить по кругу стол, подобно, как и аналой, могли молодые - брачная символика. Троекратный обход вокруг стола применялся и при муках роженицы, что считалось синонимичным открытию Царских врат.
Между тем запрещалось обходить вокруг стола, то есть заходить с одной, а выходить с другой стороны. В Ярославской губернии крестьяне считали, что «у выходящего кругом стола не будут жить крестники». Запрещалось и класть на него посторонние предметы. Противоречивость многочисленных правил и запретов, связанных со столом, объясняется амбивалентностью его осмысления в народной культуре.
Поскольку вышеназванные локусы обладали повышенным семантическим статусом, он распространялся и на все функционально связанные с ними предметы. Так, кухонная посуда наделялась особой значимостью, как причастная к приготовлению пищи, к столу и к ритуалу трапезы. Трапеза в древности являлась постоянным эпизодом множества магических обрядов и ритуалов: погребальных пиров, мирских братчин, городских и сельских общин. Являясь одним из обязательных и существенных элементов дома, посуда находилась в постоянной связи с хозяином, который использовал ее в быту и ритуалах.
Необходимо отметить, что важнейшим определяющим фактором при этом становилось наличие украшения на сосудах, что повышало их статус, наделяло магическими свойствами. Так, у южных славян записан обряд, при котором воду для хлебной закваски старались зачерпнуть из трех разных источников сосудом, который был украшен цветами и травами.
Особыми символическими функциями наделялась утварь для выпечки хлеба. Это обусловлено общей значимостью хлеба в славянской культуре. Он для славян являлся и лекарством, и оберегом, его считали «Божьей благодатью» и жертвенной пищей. На него совершали наговоры, использовали при гаданиях. Хлеб - предмет священный, выступающий как символ солнца. Он является обязательным элементом такого важного для крестьянина обряда, как свадьба, где находит применение на всех ее этапах, символизируя благополучие и оберегая молодых. Для этого молодые после венца обязательно должны были съесть горбушку хлеба, чтобы жить дружно. Затем жених еще один ломоть - чтобы теща любила. В Ростовском уезде Ярославской губернии хлеб как обрядовый символ также находит применение на всех ответственных этапах свадьбы. Когда невесту собирают к венцу, когда за ней приходит дружки, все подходят к ковриге хлеба.
Среди связанных с хлебом и несущим в народном быту особый смысл предметов являлась хлебница. Она занимала в доме почетное место. На севере бывшей Ростовской епархии ее расписывали яркими красками, сопровождая сюжет нравоучительной надписью: «Кто Бога почитает, тот Божий дар сохраняет, кому церковь не мать, тому Бог не отец» или « Не пей по две, Ваня». При этом сакральность слова подчеркивала магические свойства предмета. Ее важность определялась значимостью хлеба для христианина, который воспринимался в качестве символа причастия, а его значимость тонко отражает русская пословица: «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска, так и стол доска».
Особенно разнообразны ритуальные функции хлебной квашни в ростовском уезде - творильника. Она наделялась продуцирую¬щей символикой. Обеспечивая заквашивание теста и увеличения его объема, осмысливается символически как проявление специфически свойственного ей качества. Согласно поверьям, подход теста зависит от состояния квашни в такой же мере, как от усердия хозяйки. Квашня часто использовалась и как оберег. При граде или пожаре ее выносили на улицу, клали на нее хлеб-соль и помещали тут же икону. По некоторым наблюдениям, могла являться символом солнца. По убеждениям крестьян, ее требовалось вносить в новое жилище первой. Использовалась квашня и в лечебной магии. В некоторых губерниях в нее, поверх теста, клали больного ребенка, подверженного порче. Прикрыв крышкой, оставляли его на полчаса, чтобы пропотел. Получала квашня роль и в погребальных обрядах. Вернувшись с кладбища, брались за нее, чтобы покойник не был голодным на том свете.
Наиболее важная роль отводилась квашне в важнейшем этапе свадебного обряда - сажании на нее невесты. Глубинная семантика данного ритуала связана с тем, что в наиболее опасный переходный момент смены прически и головного убора молодая приобщалась к высшим силам. Ей передавались свойства, ассоциирующиеся с короваем, поднимающимся тестом - изобилием, производительными способностями.
Символизм предметов в народной культуре. И. З. Зубец.

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо войти на сайт под своим именем.
Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.