Главная » Суслов "Жемчужины русского зодчества! По преданиям старины"

Суслов "Жемчужины русского зодчества! По преданиям старины"

Разместил: Александр Ковалёв | 3/01/2017 | Комментариев: 0 | Просмотров: 44
 
 0/10  (голосов: 0)

Суслов "Жемчужины русского зодчества! По преданиям старины" Во второй половине 19 века растущее национальное самосознание поставило задачу выработки национального стиля в архитектуре. Ключевой фигурой в этом деле стал Лев Даль, сын автора живого великорусского языка. Своими трудами он произвол переворот в общем взгляде на прошлое архитектуры русского народа и пробудил к ней интерес. Неустанно говоря о связи с индийской архитектурой, он призывал обратить внимание на зодчество Русского Севера.

Его дело продолжил В.В. Суслов. Осуществив ряд экспедиций в Швецию, Норвегию и на Русский Север, посветив много времени реставрационной деятельности, Владимир Васильевич оставил фундаментальные труды по истории и теории народного зодчества. Именно благодаря его кропотливой и многосторонней работе по осмыслению наследия русского деревянного зодчества, появился знаменитый альбом архитектурных фантазий «Русское зодчество по преданиям народный старины». В него вошли 100 авторских иллюстраций, в которых Суслов выразил свои отклики и личные впечатления, полученные при изучении древних памятников народного зодчества. Благодаря этому альбому мы можем лицезреть теремные хоромы во всей их красе. Важно отметить, что В.В. Суслов носил звание академика архитектуры, очень почётного на тот момент и был признанным практиком. В.В. Суслов говорил: «Все выводы, основанные на изучении памятников искусства, как и вообще всех образных остатков древности, имеют тем большую цену, что опираются на наглядные примеры, на действительность, как бы воскрешаются перед нашими глазами». Это даёт основания со всей серьёзностью относиться к его альбому как к наглядному пособию по русскому стилю.

В нём Суслову удалось выразить свои архитектурные чаяния, основанные на глубоком понимании зодчества Русского Севера, которое он выразил следующими словами: «Истинное искусство никогда не может быть случайным следствием причудливого выбора различных форм. Оно должно быть логичным результатом известных физических и духовных условий народной жизни. Касаясь архитектуры – развитие её должно согласовываться, с одной стороны, с климатом, материалами, характером потребностей, техникой, а с другой стороны, - с религиозными воззрениями, нравами, обычаями, привычками, ремесленными преданиями и с свойственными народу вкусами».

Потребности, по Суслову, - это комплекс требований, предъявляемых обществом к архитектуре. От них зависит функциональная характеристика и облик зданий, начиная с избы и кончая церковью.

Суслов не склонен рассматривать народное зодчество как нечто застывшее, неизменное. Эволюция архитектурных сооружений по мнению Суслова происходит в следствии трёх причин: совершенствования строительного дела, усложнения требований к уровню комфорта(освещению и отоплению жилья), роста общих требований к типу сооружений с развитием семьи и общества.

Суслов отмечает, что подлинным творцом архитектуры является народ, а точнее, - его «низшие слои», артели мастеров, глубоко знающих потребности своего края и его архитектурно – строительные традиции. Именно народ создал такое чудо практичной осмысленности как русская изба. Как говорил Суслов: «Ее замысел носит следы вековой строго обдуманной работы; только нужда и упорная борьба со стихиями природы могла создать столь ценное и законченное во всех отношениях явление».

Как известно, изба – это неизменная основа богатых хором, которых к 19 веку уже не сохранилось. И Суслов, следуя за Забелиным, теоретически развивает эту тему. Так он отмечает, что средневековые европейские замки – это сооружения «единичные, неподвижные, не разрастающиеся», хоромы же – сложный и гибкий архитектурный организм, свободно изменяющийся в зависимости от потребностей владельцев путём пристройки новых частей.

В самой структуре здания, составленного из отдельных изб – клетей и не скованного регулярным планом, заложена возможность его развития. Он отмечал, что хоромы – это обособленно расположенный крупный комплекс, со сложной композицией объёмов. Изба же является единицей более крупного целого – села, потому она сведена в единый более цельный объём.

Теремные хоромы – наиболее частый сюжет в зарисовках Суслова, вошедших в альбом. Именно тяготение к старине, её формам и объёмам является его отличительной чертой. Видимо, Владимир Васильевич понимал что старина, правильно понятая, может быть доброй почвой не только научной и художественной, но и оплотом жизни в ее ближайших шагах.

 

Скачать: https://yadi.sk/i/r97McDTx36hAp8

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо войти на сайт под своим именем.
Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.