Редкие народности Севера России. Фольклорно-мифологический аспект мировоззрения жителей Водлозерья (на примере сохранения культурного ландшафта в национальном парке “Водлозерский”)

150
1192

Основная цель создания национального парка “Водлозерский” – сохранение уникального комплекса девственных таежных лесов. Однако территория, на которой в 1991 году появился парк, оказалась необыкновенно интересной и в культурном отношении. Здесь без труда можно обнаружить отголоски традиций, присущих культурам разных народов.

Отметим, что сохранение культурного наследия, в частности культурного ландшафта, имеет немалое значение для развития национального парка. Под термином “культурный ландшафт” мы будем понимать наличие и взаимодействие “статичных (памятники культуры) и динамичных (живая культура) проявлений культуры” (Кулешова, 2002, с.17). Но при условии включения живой традиционной культуры в систему объектов культурного наследия парка необходимо создать соответствующую атмосферу взаимопонимания и сотрудничества между представителями национального парка и местными жителями, которые являются истинными хранителями локальных культурных традиций и носителями исторической памяти. Важно отметить, что “культурное наследие, заключенное в живой культуре, рассматривается преимущественно как объект исследования и изучения, но не как объект сохранения и возрождения” (Кулешова, 2002, с.19). Именно поэтому в предлагаемой статье мы попытаемся показать некоторые фольклорно-мифологические представления водлозер, связанные с данным культурным ландшафтом, проследить, как люди, сами того не подозревая, умели рационально использовать природные ресурсы, сохраняя богатство и красоту окружающего их мира.

Цель нашей работы – зафиксировать некоторые особенности бытовых и мифологических представлений жителей Водлозерья для дальнейшего изучения культурного ландшафта указанной местности. Материалы, вошедшие в данную статью, ранее использовались при подготовке занятий для школьников в визит-центре национального парка и в экологическом лагере “Калипсо”.

На территории национального парка “Водлозерский” в настоящее время проживает 547 человек. Две трети из них – представители коренного населения – “водлозеры”, люди, прекрасно знающие местные традиции, определенные технологии, имеющие особое художественное и поэтическое видение мира.

Исследователи считают, что водлозеры представляют собой особую, локальную группу русских, такую, как поморы или заонежане, только более малочисленную. Этнографы выделяют ряд признаков, подтверждающих это:

“1. Общая территория расселения, объединяющая всех водлозеров в компактную группу (прибрежье Водлозера и острова в озере).

2. Относительная изолированность этой территории от мест обитания соседних русских (незаселенные, труднопроходимые районы).

3. Общий для всех водлозеров местный говор, отличный от других пудожских говоров.

4. Собственное групповое самоназвание (“водлозера”), совпадающее с названием со стороны.

5. Убежденность водлозеров в происхождении своем от общего исторического корня (от “новгородцев”).

6. “Локальное” групповое самосознание, благодаря которому водлозеры выделяют себя среди других групп русских Пудожья” (Логинов, 1995, с. 203).

“Традиционной культуре водлозеров, как и культуре любой локальной группы русских, был присущ комплекс оригинальных элементов, которые принято именовать локальной спецификой… Основу локальной водлозерской специфики представляли: местный тип лодки “водлозерки”, “водлозерский” тип выездной дуги… местный тип прялки”, а также большинство магических способов усмирения ветров в оз. Водлозеро, запреты рубить деревья на “заветных” островах и др. (Логинов, 2001, с. 267).

Мы попытаемся рассмотреть два плана взаимодействия природы и человека, неразрывно связанных между собой, — это реальный (бытовой) и мифологический.

Человека всегда окружала природа: лес, вода, облака, камни… В сознании древних людей мир природный (физический) и мир духовный существовали вместе. Неделимость всего сущего отражена в представлении о том, что все природное (не только человек) несет в себе духовное начало, а все духовное имеет физические свойства или представлено как материальная субстанция. Стихии, природные явления казались человеку одушевленными существами, которые живут в своем особом мире, отдельном от человеческого. Общаться с ними можно через духов-посредников, прибегая к помощи человека, обладающего эзотерическим знанием или напрямую: человек – представитель стихии.

Население Волдлозерья по своему составу было неоднородно, и культура, сформировавшаяся на данной территории, синкретична, она заключает в себе черты культур разных этносов. “Этнические компоненты, на основе которых формировалась группа водлозеров… были самыми обычными для Русского Севера: досаамский этнический элемент был ассимилирован протосаамами и саамами, а прибалитйско-финский (саамы, вепсы и карелы) – представителями новгородской и московской русской колонизации. Окончательно неславянское население Водлозерья обрусело не позднее первой трети XVIII в.” (Логинов, 2001, с. 267). Такое наслоение культур разных народов на довольно небольшой замкнутой территории, безусловно, имело важное значение для формирования мировоззрения и самосознания людей, проживающих здесь. В культуре водлозер удивительным образом переплелись языческие и христианские представления.

Водлозеры, веками живущие на берегах прекрасного, но сурового озера, всегда почитали водяного как духа-хозяина воды. Водяной является персонажем быличек, легенд и других фольклорных жанров, хорошо сохранившихся на Водлозере. Его представляли в виде старика с гусиными лапами, одетого в длинные одежды, расчесывающего седые волосы. Иногда можно услышать рассказы и о хозяйке воды, черной женщине, которая своим появлением предвещает в скором будущем нового утопленника. Интересно что на Водлозере, по словам местных жителей, обитают два водяных. Угодья одного из них расположены возле Ильинского погоста, а другого – неподалеку от Пречистинского погоста на острове Большая Пога (в другой части озера). Известна легенда о сватовстве Пречистинского и Кенозерского водяных к дочери Ильинского водяного, которая может служить свидетельством наличия здесь некогда “разноэтнических групп древних водлозеров, причем “дохристианско-нерусских”. Они вступали между собой в семейные отношения, подтвержденные правами на владение некоторыми островами, или, наоборот, прекращая связи” (Жуков, 2001, с. 256).

Рыбная ловля всегда являлась для водлозеров главным занятием. Озеро кормило и приносило доход, поскольку местные жители продавали рыбу или обменивали ее на муку и другие продукты. Для людей был важен богатый улов, за который, по их представлениям, отвечал водяной. С водяным нужно было дружить, его боялись, перед ним преклонялись, ведь только в его власти было не просто дать рыбаку отменный улов, но и не потопить его на озере во время шторма. Выезжая в озеро, люди поизносили заговор, обращаясь к хозяину воды, приносили ему жертвы: кидали в воду хлебные крошки и просили дать много рыбы. Кроме того, в озеро могли бросать веник-голик из березовых прутьев, который, очевидно, мог являться символом головы (но не по созвучию!) и заменить собою приношение водяному иной жертвы – человеческой. Фольклорные данные свидетельствуют о том, что раз в несколько лет водлозеры выбирали самую красивую девушку в деревне, наряжали ее в свадебные одежды и отправляли на санях по тонкому осеннему льду. Утопленница должна была стать женой водяного и обеспечить своим односельчанам хороший улов на долгое время. Если же девушка оставалась жива, это принималось как дурное предзнаменование.

Рыбу ловили на Водлозере, как правило, в определенных местах, “на тоне”, где дно более ровное, нет камней и коряг. Такие места всегда знали старики и учили своих детей и внуков ориентироваться в озере и находить “тоню” или ямку про особым приметам. И сейчас местные рыбаки не будут ставить сети, где придется. Озеро “поделено” между жителями Куганаволока (деревни на Водлозере) на своеобразные участки, где промыслом занимаются определенные рыбаки. Несколько участков, где улов, как правило, высок, “отведены” для рыболовецких бригад, остальные “негласно” в течение многих лет закреплены за разными семьями. Интересно, что Водлозеро делилось на две части (по наличию водяных) не только в прошлом, подобное деление сохранилось и сегодня. Например, рыбаки из Ребалахты занимаются промыслом на участке, ограниченном Великостровом, Кузестровом, Маткалахтой, и в “другой водоем” не выезжают. Мужчины четко помнят приметы, по которым их предки определяли особенности дна озера, причем в зимнее и летнее время приметы, как правило, отличаются. Рыбаки знают, где лучше поставить сеть с крупной ячеей, где использовать невод, где мережу или курму. Орудия лова за многие десятки лет не изменились, иным стало их качество. Еще в начале XX века невода, сплетенные из льняных нитей руками женщин-водлозерок, вязали сами рыбаки. Теперь “полотно” для невода покупают, а “насаживать” его, то есть нанизывать полотно на веревку и размечать длину, поручают мастерам-старожилам, опытным рыбакам, знающим рельефные особенности озерного дна.

Сети на Водлозере также долгое время были льняными, и перед тем, как опускать в воду, их “коптили” в бане, или пропитывали дымом, чтобы нити не гнили. Однако льняное полотно все-таки было недолговечным. Сети из капроновой нити появились здесь во второй половине XX века.

И.С. Поляков, побывавший в конце XIX века в экспедиции в Олонецком крае, в том числе и на Водлозере, писал: “За Пудожем, по направлению к северу и в подсеверные страны, начинается истинная сибирская тайга. Тележные дороги здесь кончаются; в разные стороны расходятся только тропинки, по которым люди смелые и состоятельные ездят верхом, рабочие идут пешком; есть и такие особы, которые из опасения слишком утомиться или же оставить на дорожке голову или ребро – никогда на них не заходят” (Поляков, 1991, с. 66 – 67). В условиях бездорожья, труднодоступности места, водлозеры не могли выгодно продавать рыбу и пушнину, имеющиеся здесь в достатке. Зимой выезжали в Каргополь, чтобы обменять рыбу на муку. Рыбы, как правило, добывали столько, сколько было необходимо для того, чтобы прокормить семью. Таким образом, рыбные ресурсы не расточались в огромном количестве, использовались рационально. Местные жители внимательно следили за своим озером. Никогда не вылавливали рыбу во время нереста и строго соблюдали это правило. Размеры и качество рыбы, принимаемой на переработку, строго проверялись. Бывали случаи, когда рыбакам приходилось отпускать обратно в озеро до трех тонн леща, не подходившего по размеру для сдачи на рыбозавод. В 1970-х – начале 1980-х годов отношение к рыбной ловле на Водлозере было совершенно иное, нежели сегодня. Заливную, то есть испорченную рыбу не выбрасывали обратно в озеро, а собирали ее в лодке, а затем привозили на берег и раскладывали в заранее приготовленные ящики для корма зверей. Возле ящиков заранее расставляли незаряженные капканы. Таким образом все лето подкармливали пушного зверя. Зимой же, когда мех у животных становился добротным, капканы, к которым зверьки привыкли и на которые не обращали никакого внимания, заряжались, и куницы, норки, росомахи попадались в них. Так, предусмотрительные водлозеры совмещали сразу охоту и рыбалку.

 

Не загрязнялся водоем и горюче-смазочными материалами, поскольку не было моторных лодок и катеров. Местные мастера сами шили весельные лодки-водлозерки, легкие и устойчивые на волне. Эти лодки, в зависимости от нужд хозяина, могли быть разных размеров. Нередко использовался и парус. В качестве гребца всегда выступала женщина, а мужчина сидел у руля. В Куганаволоке и сейчас есть мастера, изготовляющие лодки. Это А. Парамонов, П. Лукин и другие. Ежегодно приезжает москвич Михаил Наймарк, обучившийся шить лодки у известного на Водлозере мастера-лодочника И.Ф. Елисеева, которого односельчане нареки “царем”.

Лес – еще одна стихия. Окружающая водлозер. Лес, как и озеро, тоже имеет своего духа-хозяина – лешего. Описывают его по-разному: “одни говорят, что он маленький и черный, другие, что он нормального человеческого роста, одет в балахон, подпоясанный кушаком, на голове у него кепка, что он молод, без бороды, а за спиной у него дорожный мешок с рожью (!)” (Цветкова, 2002, с. 27).

Жители Куганаволока и сейчас верят в лесного духа, поэтому стараются выполнять различные запреты и предписания, связанные с походом в лес. Так, например, нельзя говорить, что “быстро” вернешься или спрашивать, “куда” идет человек, а нужно говорить “далеко ли”, не использовать нецензурную брань. Перед тем, как войти в лес, необходимо попросить разрешения у лешего, указав, зачем идешь в его владения, произнести заговор и оставить хозяину леса “относ”, или дар: ягоды, кусочек хлеба, яйцо. В лесу следует вести себя подобающим образом: не шуметь, не кричать, не упоминать нечистую силу, не разорять гнезда, не ломать понапрасну ветки. Лес – это иной мир, потусторонний. В этом мире свои правила и законы, нарушение коих может иметь для человека серьезные последствия. Это теперь мы понимаем, чем грозит загрязнение водоемов и почвы, вырубка лесов, истребление животных и птиц. Наши предки даже не представляли себе, что человек может губить природу так безжалостно и жестоко. Люди, сами того не подозревая, обожествляя природу, наделяя душой хозяев стихии, сохраняли окружающий их мир, поддерживали определенный баланс в природе.

Боясь разгневать лешего, охотники соблюдали правила поведения в лесу. Заключая договор с духом-“хозяином, каждый охотник делал “относ”: оставлял лешему первое убитое им животное. Люди изначально, по сложившимся веками традициям, пытались сохранить биологическое разнообразие в лесу. Еще в начале XX века на Водлозере насчитывалось 40 деревень, в которых проживало около 2620 человек. Для каждой деревни (опять же неофициально) были отведены свои угодья, пределы которых жители данной деревни, охотясь, нарушать не могли. Обозначенные территории распределялись между охотниками, каждый из которых отвечал за свой участок. Будучи заинтересованным в богатстве и разнообразии биологических ресурсов на своих угодьях, охотник как рачительный хозяин мог регулировать численность разных видов животных. Так, если на его территории резко сокращалось количество белок, он отстреливал куниц. Это помогало сохранять не только биологическое разнообразие, но и поддерживать определенный баланс в развитии фауны и флоры на отведенной территории в целом. А если учесть тот факт, что в пределах Водлозерья огромный пространства девственной тайги занимали как раз охотничьи угодья, нам станет ясно, почему этот край всегда был богат пушниной.

Огнестрельное оружие для охоты на Водлозерье использовалось редко, поскольку достать его было не так легко. Все ловушки на зверя охотники мастерили сами, используя лишь природный материал. Для птиц плелись силки, делались “пасти” и чучела. Для охоты на зверей ставили капканы, которые отличались по функции, по предназначению.

Удаленность от центра, замкнутость территории, суровый и неприветливый облик окружающих лесов, холодное озеро способствовали формированию у водлозер особого мифологического мировоззрения. Это нашло отражение в их повседневном быту. Магическая практика стала неотъемлемой частью жизни. Представления о неразрывности существования мира человека и мира природы, реального и ирреального, чужого, очень ярко проявляются здесь. Человек считал, что без помощи сил извне ему не обойтись. Именно поэтому водлозеры часто обращаются к духам, олицетворяющим стихии: к ветрам, к лешему, водяному, а также к духам домашним. Уже говорилось о приношении даров водяному и лешему. Надо заметить, что и сейчас охотники никогда не останавливаются на ночлег в лесной избушке, не попросив разрешения у лешего и духа-“хозяина”. Подобные наблюдения подтверждают мнение, что жители Куганаволока воспринимают природу и ее представителей как живых существ (анимизм) и ведут себя соответственно этим представлениям: не обижать духов (ни добрых, ни злых), бережно относиться к лесу, к озеру, и они заплатят тебе тем же.

На Водлозерье удивительным образом переплелись христианство и язычество. Изначально местное население было нерусским, нехристианским. Люди почитали языческих богов и духов, одушевляли природные явления, поклонялись камням и деревьям. На берегах озера, в местах, где некогда находились языческие святилища, можно увидеть камни-жертвенники, так называемые сейды. Это огромные камни с плоской поверхностью, опирающиеся на каменные же подставки.

Среди культовых рощ, почитаемых на Водлозере, можно выделить “два типа объектов: рощи при христианских храмах и рощи, никак не связанные с православными святынями и соответственно уходящие корнями в дославянскую историю” (Червякова, 2001, с. 285). Однако заметим, что оба эти типа восходят к дославянской древности.

Вплоть до середины 1990-х годов считалось, что традиция “карсикко” свойственна лишь карельскому и вепсскому населению Карелии, однако в 1997 году на Водлозерье и в южном Поилексье были обнаружены деревья, помеченные “карсикко”. Как известно, обычай делать “карсикко” был связан с переходными и иными важными для отдельной личности и родовой общины жизненными ситуациями (Конкка, 1986, с. 86). Человек выделял такие деревья двумя способами – “путем обрубания сучьев и (или) нанесения затесей с изображениями косых и прямых крестов, ромбов или “змей”, инициалов людей или полных их фамилий и т.д.” (Червякова, 2001, с. 286). Таким образом, можно предположить, что традиция “карсикко” имела место и у русского населения Водлозерья. Исследователи отмечают, что “народная вера” водлозеров не соответствует многим догматам православия (Червякова, 2001, с.288), здесь прочно переплетены христианские и более ранние языческие представления. Наравне с часовнями, построенными в честь святых угодников, люди почитают деревья, камни. Культ деревьев настолько силен и сегодня, что водлозеры приходят не только в часовни или храм Ильи Пророка, но и к заветным деревьям. Одно из таких деревьев находится недалеко от деревни Варишпельда. В ствол огромной сосны врезана икона, а перед иконой – свеча. Путники отдыхают возле этой сосны.

Фольклорные записи также свидетельствуют о слиянии в культуре водлозер христианских и языческих верований. Существует множество быличек о духах природы, о нечистой силе, заветных островах и рощах, о “нечистых” местах. В заговорах происходит обращение как к христианским святыням, так и к таким языческим божествам, как Земля, Вода, Небо, Лес. Приведем пример подобного заговора, который произносился при “прощании” на росстани: “Земля-мать, Небо-отец, Вода-дочь, Лес праведный, простите меня грешную: не заругалась ли я, не забранилась ли я, не одумала ли сама себя. Дайте мне добра-здоровьица. Тьфу. Аминь”.

Как мы видим, представления о мифологических персонажах и реалиях повседневного быта прочно переплелись в сознании жителей Водлозерья. Это, безусловно, сыграло немаловажную роль в формировании этнического самосознания водлозер.

 

Список литературы

  1. Жуков А.Ю. Водлозерье и Водлозерский погост в X-XV веках // Национальный парк “Водлозерский”: Природное разнообразие и культурное наследие. Петрозаводск, 2001. С.255 – 261.
  2. Конкка А.П. Карельское и восточнофинское карсикко в круру религиозно-магических представлений, связанных с деревом // Этнокультурные процессы в Карелии. Петрозаводск, 1986. С. 85-113.
  3. Кулешова М.Е. Управление культурными ландшафтами и иными объектами историко-культурного наследия в национальных парках: Дополнительные материалы к стратегии управления национальными парками России. Вып. 6. М., 2002.
  4. Логинов К.К. этническая история и этнографические особенности русских Водлозерья // Природное и культурное наследие Водлозерского национального парка. Петрозаводск, 1995. С. 197-205.
  5. Логинов К.К. Основные компоненты традиционно-бытовой культуры русских Водлозерья // Национальный парк “Водлозерский”: Природное разнообразие и культурное наследие. Петрозаводск, 2001. С. 267-272.
  6. Поляков И.С. Три путешествия по Олонецкой губернии. Петрозаводск, 1991.
  7. Цветкова Е.А. Курсовая работа, 2002. Фольклорная быличка Водлозерья: Колдовство и магическая традиция.
  8. Червякова Н.В. “Вера крещеная” и “заветная” земля: чему и как поклонялись водлозеры // Национальный парк “Водлозерский”: Природное разнообразие и культурное наследие. Петрозаводск, 2001. С. 282-289.

Е.А. Цветкова

Источник: http://www.ruthenia.ru/folklore/tcvetkova1.htm


150 КОММЕНТАРИИ

  1. I’m excited to find this great site. I need to to thank you for your time
    for this wonderful read!! I definitely enjoyed every
    bit of it and i also have you saved as a favorite to
    check out new things in your blog.

  2. Hi there would you mind stating which blog platform you’re using?
    I’m looking to start my own blog soon but I’m having a tough time choosing between BlogEngine/Wordpress/B2evolution and Drupal.
    The reason I ask is because your design seems different then most
    blogs and I’m looking for something completely unique.

    P.S Apologies for being off-topic but I had to ask!

  3. Hey I know this is off topic but I was wondering if you knew of any widgets I could add to my
    blog that automatically tweet my newest twitter updates.
    I’ve been looking for a plug-in like this for quite some time and was hoping maybe
    you would have some experience with something like this.
    Please let me know if you run into anything. I truly enjoy reading your blog and I look forward to your new updates.

  4. Great items from you, man. I have bear in mind your
    stuff previous to and you are simply extremely wonderful. I actually like what you
    have acquired right here, certainly like what you’re stating and the way in which you are
    saying it. You are making it enjoyable and you continue to care for to stay
    it wise. I can not wait to learn far more from you. This is really a terrific website.

  5. Hi, Neat post. There’s an issue along with your web site
    in web explorer, would check this? IE still is the marketplace chief and a
    large section of people will miss your excellent writing
    due to this problem.

  6. Undeniably believe that which you stated. Your favorite
    reason seemed to be at the internet the simplest thing to be aware of.
    I say to you, I certainly get annoyed whilst other
    folks think about worries that they just do not know about.
    You controlled to hit the nail upon the highest and
    defined out the whole thing with no need side effect , other folks could take a signal.
    Will likely be back to get more. Thanks

  7. hey there and thank you for your info – I have definitely picked
    up something new from right here. I did however expertise
    several technical issues using this website, since I experienced
    to reload the website lots of times previous to I
    could get it to load properly. I had been wondering if your
    web host is OK? Not that I’m complaining, but slow loading instances times will
    often affect your placement in google and could damage
    your high-quality score if ads and marketing with Adwords.
    Well I’m adding this RSS to my e-mail and can look
    out for a lot more of your respective exciting content.

    Make sure you update this again very soon.

  8. I have to thank you for the efforts you have put in penning this website.
    I’m hoping to check out the same high-grade blog posts from you in the future
    as well. In truth, your creative writing abilities has inspired me to get my very own site now 😉

  9. Greetings, There’s no doubt that your site may be having browser compatibility problems.
    Whenever I look at your blog in Safari, it looks fine however, if opening in IE,
    it has some overlapping issues. I merely wanted to provide you with a quick
    heads up! Other than that, fantastic website!

  10. Hi there, just became alert to your blog through Google, and found that it’s truly informative.
    I’m gonna watch out for brussels. I will appreciate if you continue this in future.
    Numerous people will be benefited from your writing.
    Cheers!

  11. hi!,I love your writing very much! percentage we keep up
    a correspondence extra approximately your post on AOL? I need a specialist in this space to unravel
    my problem. May be that is you! Taking a look ahead to see you.

  12. I don’t even understand how I ended up right here, however I assumed this post was once great.
    I do not understand who you might be but definitely you’re going to
    a famous blogger for those who aren’t already.

    Cheers!

  13. May I simply say what a relief to uncover someone that truly understands
    what they are talking about over the internet. You certainly understand how
    to bring an issue to light and make it important.
    More and more people ought to look at this and understand this side of your story.
    I can’t believe you are not more popular since you definitely have the gift.

  14. Attractive portion of content. I simply stumbled upon your
    weblog and in accession capital to assert that I acquire in fact enjoyed account your weblog posts.
    Any way I will be subscribing in your augment or even I achievement you get admission to
    persistently rapidly.

  15. Thank you for any other informative web site.
    The place else may just I get that type of information written in such an ideal way?
    I have a challenge that I am simply now working on, and I’ve been at
    the glance out for such info.

  16. I have been surfing online more than 3 hours today, yet I never found any interesting article like yours.
    It’s pretty worth enough for me. In my opinion, if all web owners and bloggers made good content as you did, the web will be a lot more useful than ever before.

  17. The weblog comment about marketing statistics email is simply the complete number of blog comments made on your blog site posts in just a given week for your post. A blog site comment by by itself is simply a easy comment that somebody submits for you through a form on one of your blog pages. Blog remarks will also be an indicator of how well-known a post is becoming, as the more comments usually signifies the more popular the article is becoming. However, this can also indicate a lack regarding interest in the particular post from a few readers, who keep blog page comments in order to express their irritation.

  18. The weblog comment on marketing statistics email is basically the complete number of weblog comments made on the blog posts in just a given week for your post. A blog site comment by alone is just a basic comment that an individual submits for you through a form using one of your weblog pages. Blog comments are also an indicator of how well-liked a post is now, as the even more comments usually indicates popular the article is now. However, it can also indicate a lack of interest in the post from several readers, who leave blog site comments simply to express their annoyance.

  19. The blog comment on marketing statistics email is actually the overall number of blog page comments made on your weblog posts within a given week for the post. A weblog comment by by itself is definitely a basic comment that somebody submits to you through a form on a single of your blog site pages. Blog remarks will also be an indication of how popular a post is becoming, as the more comments usually shows the more popular the article is becoming. However, that can also reveal a lack regarding interest in the post from several readers, who leave blog comments simply to express their irritation.

  20. A new blog page comment about marketing statistics e-mail is basically the overall number of blog site comments made on your blog site posts inside a given week for your post. A weblog comment by itself is definitely a simple comment that someone submits to you by way of a form on a single of your blog pages. Blog remarks are also an indication of how popular a post has become, as the a lot more comments usually signifies popular the write-up is becoming. However, that can also indicate a lack of interest in the particular post from a few readers, who depart blog site comments only to express their annoyance.

  21. A blog comment upon marketing statistics email is actually the total number of blog comments made on the blog site posts inside a given week for the post. A weblog comment by by itself is simply a simple comment that somebody submits to you personally by way of a form on one of your blog page pages. Blog feedback may also be an sign of how popular a post has become, as the a lot more comments usually indicates the more popular the write-up is becoming. However, that can also indicate a lack associated with interest in typically the post from a few readers, who depart weblog comments only to express their discomfort.

  22. The weblog comment on marketing statistics email is basically the complete number of blog comments made in your blog page posts inside a given week for the post. A blog page comment by by itself is definitely a easy comment that someone submits to you personally through a form on one of your blog page pages. Blog remarks will also be an sign of how well-liked a post is now, as the more comments usually indicates the more popular the write-up is now. However, that can also reveal a lack of interest in typically the post from some readers, who depart blog page comments simply to express their annoyance.

  23. The blog site comment on marketing statistics e-mail is basically the total number of blog comments made in your blog posts in just a given week for that post. A blog comment by alone is definitely a easy comment that someone submits to you via a form using one of your blog pages. Blog feedback may also be an indicator of how well-known a post has become, as the a lot more comments usually indicates popular the post is now. However, that can also show a lack associated with interest in the post from several readers, who depart blog comments simply to express their annoyance.

  24. A new blog comment upon marketing statistics e-mail is basically the complete number of blog comments made on your blog posts in just a given week for the post. A weblog comment by alone is merely a easy comment that somebody submits for you by way of a form on a single of your blog pages. Blog feedback may also be an indicator of how popular a post is becoming, as the even more comments usually signifies popular the write-up is becoming. However, this can also reveal a lack of interest in typically the post from several readers, who keep blog site comments simply to express their annoyance.

  25. A new weblog comment upon marketing statistics e-mail is basically the total number of blog site comments made in your blog page posts in just a given week for the post. A blog comment by by itself is definitely a simple comment that someone submits to you by way of a form using one of your blog pages. Blog comments may also be an sign of how well-liked a post is becoming, as the more comments usually signifies the more popular the write-up is becoming. However, this can also indicate a lack associated with interest in the post from a few readers, who keep blog site comments in order to express their annoyance.

  26. The weblog comment upon marketing statistics e-mail is actually the overall number of blog comments made in your blog page posts inside a given week for your post. A weblog comment by alone is simply a basic comment that someone submits for you via a form on one of your blog page pages. Blog comments may also be an indicator of how well-known a post has become, as the even more comments usually shows popular the post has become. However, this can also show a lack associated with interest in the post from several readers, who leave blog comments only to express their annoyance.

  27. Hi, I do believe this is an excellent site. I stumbledupon it 😉 I am going
    to return yet again since i have bookmarked it.
    Money and freedom is the greatest way to change, may
    you be rich and continue to help other people.

  28. Greetings from Los angeles! I’m bored to death at work so I
    decided to check out your website on my iphone during lunch break.

    I really like the info you present here and can’t wait to take a look when I get home.
    I’m shocked at how quick your blog loaded on my mobile ..
    I’m not even using WIFI, just 3G .. Anyways, amazing site!

  29. I truly love your website.. Excellent colors & theme.
    Did you create this web site yourself? Please reply back as I’m
    hoping to create my own personal site and want to know where you got this from or just what the theme is
    called. Cheers!

  30. It’s the best time to make some plans for the long run and it’s time to
    be happy. I have read this submit and if I could I want to
    recommend you few attention-grabbing issues or tips.
    Perhaps you can write next articles regarding this article.
    I want to read even more issues about it!

  31. I think this is one of the most vital info for
    me. And i’m glad reading your article. But wanna remark on some general things, The web site style is great, the articles is really great :
    D. Good job, cheers

  32. I have been browsing on-line more than three hours lately, yet I never discovered any
    attention-grabbing article like yours. It’s lovely value sufficient for me.

    Personally, if all webmasters and bloggers made good content
    as you did, the net can be much more helpful than ever before.

  33. I’ve been surfing online more than three hours today, yet I never
    found any interesting article like yours. It is pretty worth enough
    for me. Personally, if all site owners and bloggers
    made good content as you did, the internet will be much more useful than ever before.

  34. It’s the best time to make some plans for the future and it is time to be
    happy. I have read this post and if I could I wish to
    suggest you few interesting things or tips. Perhaps
    you can write next articles referring to this article. I wish to
    read even more things about it!

  35. I should say also believe that mesothelioma cancer is a extraordinary form of melanoma that is generally found in people previously exposed to asbestos. Cancerous tissue form inside mesothelium, which is a shielding lining that covers the vast majority of body’s bodily organs. These cells generally form in the lining in the lungs, tummy, or the sac which encircles one’s heart. Thanks for giving your ideas.

  36. It is the best time to make some plans for the
    long run and it’s time to be happy. I have read this publish and
    if I may I desire to recommend you few interesting things or advice.
    Maybe you could write subsequent articles referring
    to this article. I wish to read even more things about it!

  37. One more thing. I really believe that there are many travel insurance web pages of respectable companies that let you enter holiday details and acquire you the prices. You can also purchase your international holiday insurance policy on the web by using your credit card. Everything you should do would be to enter all your travel specifics and you can understand the plans side-by-side. Simply find the system that suits your budget and needs after which use your bank credit card to buy the item. Travel insurance online is a good way to start looking for a trustworthy company for international travel insurance. Thanks for expressing your ideas.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь