Главная » Семейные взаимоотношения » Возвращение к истокам » Сюндю - образ южнокарельских Святок

Сюндю - образ южнокарельских Святок

Разместил: Александр Ковалёв | 19/01/2017 | Комментариев: 0 | Просмотров: 63
 
 0/10  (голосов: 0)

Сюндю - образ южнокарельских Святок В древности (до появления христианства) среди финно-угорских народов существовало много языческих мифологических существ. Из поколения в поколение передавались рассказы о мифических персонажах. Как их задобрить и не поссориться с ними.
Некоторые из мифических существ имели антропоморфные черты, были похожи на человека, другие имели вид животных, а некоторые были не похожи ни на кого. Это относится к святочному духу южных карел - Сюндю.
Само время Святок у разных карел называется по-разному. На севере Карелии это Vierissan keski (Крещенский промежуток) с которым связан приход особого святочного духа - Vieristan akka (Крещенской бабы) или иначе Vierissa, Vierista, Vieristy (Виеристя). На юге же Святки называют Synnyn muan aigu (дословно: время земли Сюндю) и если учитывать значение слова "syndy" - "рождение" - то, возможно, это день рождения земли. Время зимнего солнцеворота считалось особенным, переломным моментом в ежегодном цикле, когда умирает всё старое и рождается новое. Именно с него начинался новый цикл, прибывал день, а значит, приближался тёплый период года, имевший огромное значение для наших предков. Со словом "syndy" связано множество значений. Это и сами мифы о перворождении, и бог - Христос, и духи предков, и сам хозяин Святок - Сюндю.
Различны образы святочных духов у северных и южных карел. Если Виеристя имеет антропоморфные черты, то Сюндю - существо гораздо более неопределённое. Так как в карельском языке нет категории рода, то нет и возможности определить принадлежность Сюндю к определённому полу. Это существо бесполое и в чаще всего безликое. Оно невидимо или же принимает растительные образ, являясь в виде копны сена, сенного шара или же, как о нём говорили в Сямозере, Сюндю являлся в образе северного сияния. В отличие от зловредной Виеристя Сюндю был более нейтрален к людям и после окончания святочного периода снова поднимался на небо.
Сюндю - образ южнокарельских Святок В образе Сюндю встречаются некоторые черты потустороннего мира, говорящие о его связи с миром мёртвых. Это и лай собак, традиционно считавшихся проводниками в мир мёртвых, который часто сопровождает приближение невидимого духа, и наиболее частое место встречи с ним - перекрёсток дорог, который всегда был связан с духами предков. Именно на перекрёсток часто приходили, чтобы спросить Сюндю о своей дальнейшей судьбе. И даже некоторые черты его облика: невод, надетый вместо портянок и лодки, обутые вместо сапогов. Лодка - это тоже атрибут из царства мёртвых, средство передвижения из этого мира в тот, который находится "за водой" - рекой или озером.
На святочный период приходились множественные запреты, касавшиеся ведения хозяйства. Нельзя было стричь овец, стирать, мыть полы, выливать на улицу грязную воду, чтобы не запачкать путь Сюндю. Нельзя было прясть, чтобы Сюндю или Крещенская баба не оборвали нить. Не только шерстяную, но и ту, что слагает судьбу каждого человека. Запрет на прядение был связан и с тем, чтобы не мешать прясть духам нити человеческих судеб. Кроме того, в святочные дни нельзя было ругаться, спорить, шуметь, так как в этот период происходило формирование судьбы каждого человека на весь последующий год.
Святки - время, когда можно было спросить о дальнейшей судьбе и получить ответ у святочных духов. Слушать свою судьбу ходили либо на перекрёсток дорог, либо к проруби, в компании нескольких человек, нечётным количеством. Острым металлическим предметом очерчивали круг, расстилали коровью шкуру, куда и садились. После гадания нужно было уходить молча, ни в коем случае не оглядываясь назад, чтобы не разгневать святочных духов, кара которых была страшна. В одной из южнокарельских быличек рассказывается о девушках, нарушивших запрет во время гадания у проруби. Сюндю, высокчив из проруби, катился за ними по следам огромной копной сена и те едва спаслись от его гнева, добежав до дома.
Позднее произошло смешение двух святочных персонажей - Виеристя и Сюндю. Если изначально первая выходила из проруби и уходила в неё, то позже в поверьях она, как Сюндю, спускадлась с неба по поставленному у проруби кресту и лишь в конце святочного периода уходила в воду. Сюндю же - небесное существо, спускавшееся на землю и поднимавшееся в небо по окончании Святок, позже связали с прорубью, откуда оно часто выскакивало, пускаясь в погоню за нерадивыми людьми, нарушившими ритуал. Святочные духи были не только связаны с аграрным культом и культом предков, они были хранителями временных границ, в их власти были и человеческие судьбы и судьба мироздания в целом.
Автор: Gudrid

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ либо войти на сайт под своим именем.
Имя:*
E-Mail:*
Комментарий:
Введите два слова, показанных на изображении: *

Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.