Сюндю — образ южнокарельских Святок

51
937

В древности (до появления христианства) среди финно-угорских народов существовало много языческих мифологических существ. Из поколения в поколение передавались рассказы о мифических персонажах. Как их задобрить и не поссориться с ними.
Некоторые из мифических существ имели антропоморфные черты, были похожи на человека, другие имели вид животных, а некоторые были не похожи ни на кого. Это относится к святочному духу южных карел — Сюндю.
Само время Святок у разных карел называется по-разному. На севере Карелии это Vierissan keski (Крещенский промежуток) с которым связан приход особого святочного духа — Vieristan akka (Крещенской бабы) или иначе Vierissa, Vierista, Vieristy (Виеристя). На юге же Святки называют Synnyn muan aigu (дословно: время земли Сюндю) и если учитывать значение слова «syndy» — «рождение» — то, возможно, это день рождения земли. Время зимнего солнцеворота считалось особенным, переломным моментом в ежегодном цикле, когда умирает всё старое и рождается новое. Именно с него начинался новый цикл, прибывал день, а значит, приближался тёплый период года, имевший огромное значение для наших предков. Со словом «syndy» связано множество значений. Это и сами мифы о перворождении, и бог — Христос, и духи предков, и сам хозяин Святок — Сюндю.
Различны образы святочных духов у северных и южных карел. Если Виеристя имеет антропоморфные черты, то Сюндю — существо гораздо более неопределённое. Так как в карельском языке нет категории рода, то нет и возможности определить принадлежность Сюндю к определённому полу. Это существо бесполое и в чаще всего безликое. Оно невидимо или же принимает растительные образ, являясь в виде копны сена, сенного шара или же, как о нём говорили в Сямозере, Сюндю являлся в образе северного сияния. В отличие от зловредной Виеристя Сюндю был более нейтрален к людям и после окончания святочного периода снова поднимался на небо.
В образе Сюндю встречаются некоторые черты потустороннего мира, говорящие о его связи с миром мёртвых. Это и лай собак, традиционно считавшихся проводниками в мир мёртвых, который часто сопровождает приближение невидимого духа, и наиболее частое место встречи с ним — перекрёсток дорог, который всегда был связан с духами предков. Именно на перекрёсток часто приходили, чтобы спросить Сюндю о своей дальнейшей судьбе. И даже некоторые черты его облика: невод, надетый вместо портянок и лодки, обутые вместо сапогов. Лодка — это тоже атрибут из царства мёртвых, средство передвижения из этого мира в тот, который находится «за водой» — рекой или озером.
На святочный период приходились множественные запреты, касавшиеся ведения хозяйства. Нельзя было стричь овец, стирать, мыть полы, выливать на улицу грязную воду, чтобы не запачкать путь Сюндю. Нельзя было прясть, чтобы Сюндю или Крещенская баба не оборвали нить. Не только шерстяную, но и ту, что слагает судьбу каждого человека. Запрет на прядение был связан и с тем, чтобы не мешать прясть духам нити человеческих судеб. Кроме того, в святочные дни нельзя было ругаться, спорить, шуметь, так как в этот период происходило формирование судьбы каждого человека на весь последующий год. https://escortcity.co.nz/auckland/
Святки — время, когда можно было спросить о дальнейшей судьбе и получить ответ у святочных духов. Слушать свою судьбу ходили либо на перекрёсток дорог, либо к проруби, в компании нескольких человек, нечётным количеством. Острым металлическим предметом очерчивали круг, расстилали коровью шкуру, куда и садились. После гадания нужно было уходить молча, ни в коем случае не оглядываясь назад, чтобы не разгневать святочных духов, кара которых была страшна. В одной из южнокарельских быличек рассказывается о девушках, нарушивших запрет во время гадания у проруби. Сюндю, высокчив из проруби, катился за ними по следам огромной копной сена и те едва спаслись от его гнева, добежав до дома.
Позднее произошло смешение двух святочных персонажей — Виеристя и Сюндю. Если изначально первая выходила из проруби и уходила в неё, то позже в поверьях она, как Сюндю, спускадлась с неба по поставленному у проруби кресту и лишь в конце святочного периода уходила в воду. Сюндю же — небесное существо, спускавшееся на землю и поднимавшееся в небо по окончании Святок, позже связали с прорубью, откуда оно часто выскакивало, пускаясь в погоню за нерадивыми людьми, нарушившими ритуал. Святочные духи были не только связаны с аграрным культом и культом предков, они были хранителями временных границ, в их власти были и человеческие судьбы и судьба мироздания в целом.
Автор: Gudrid

51 КОММЕНТАРИИ

  1. Admiring the time and energy you put into your blog and in depth information you offer.
    It’s nice to come across a blog every once in a while
    that isn’t the same unwanted rehashed material. Excellent read!
    I’ve saved your site and I’m adding your RSS feeds
    to my Google account.

    Have a look at my homepage … microsoft certification books (Joel)

  2. First of all I would like to say superb blog! I had a quick question in which I’d like
    to ask if you don’t mind. I was interested to find
    out how you center yourself and clear your thoughts prior to writing.
    I have had a hard time management (https://jtbtigers.com/) clearing my thoughts in getting my ideas out.
    I do enjoy writing but it just seems like the first 10 to 15 minutes
    are generally wasted just trying to figure out how to begin. Any ideas or
    hints? Appreciate it!

  3. I simply wanted to thank you very much once more.
    I do not know the things that I might have taken care
    of without the tricks shared by you regarding such industry.
    It previously was a real troublesome condition for me, nevertheless
    coming across the expert way you processed it forced
    me to leap with gladness. Extremely grateful for the advice
    and even trust you realize what a powerful job that you’re doing
    teaching men and women via your blog post.
    More than likely you’ve never met any of us.

    My web page :: written driving exam (Franziska)

  4. I precisely wished to appreciate you all over again. I’m not
    certain the things that I could possibly have achieved in the absence
    of the type of opinions revealed by you relating to my subject matter.

    It truly was the frightening circumstance in my view, nevertheless looking at
    the very specialized technique you dealt with the issue forced me to weep
    with contentment. I am just thankful for the help and
    as well , hope you find out what a powerful job your are carrying out training people through the use of your website.
    Most likely you have never come across any of us.

    Feel free to surf to my web site — Exin Certification (Blurb.Com)

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь