КТО-ТО ДОЛЖЕН ПОМОГАТЬ. ПОЧЕМУ НЕ Я?

В журнале № 3 (12) была напечатана статья «Кто ходит в гости, поступает мудро?» из опыта организации гостевого режима. В связи с тем, что у читателей возникают вопросы, мы решили продолжить начатую тему и ответить на некоторые из них.

 

Кому и зачем это нужно?

     Прежде всего, ходить в гости – это расширять рамки слишком узкого для ребенка микромира детского дома, и это жизненно необходимо воспитанникам.  Мы уже писали, какую массу впечатлений дети получают от встреч с новыми людьми.

     А теперь попробуем взвесить аргументы «за» гостевой режим и «против» него, и сделаем это с позиции значимости для детей.

Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 949 | Комментариев: 0
Разделитель

ВРЕМЕННОЕ ПРЕБЫВАНИЕ В СЕМЬЕ – ЛУЧШЕ, ЧЕМ ПРИЮТ

В родной семье ребенка проблемы. Принято решение об изъятии и помещении в приют для определения его дальнейшей судьбы. Может быть, работа с кровной семьей даст положительный результат и туда можно будет вернуть маленького ее члена. А может быть, ребенку предстоит и иная судьба. Но в любом случае оказаться в приюте для каждого ребенка пусть даже и из неблагополучной семьи, - это немалый стресс. А сколько их еще впереди? Ребенок же, попавший в нормальную семейную обстановку, пусть чужой семьи, но принимающей его, готовой ему помочь, – это совершенно другое. Он становится активным участником усвоения семейного опыта через взаимодействие, взаимовлияние, общение с представителями разных поколений семьи: воспитателем, его детьми и родственниками. У ребенка появляется возможность увидеть и почувствовать на себе положительный опыт семейных взаимоотношений, что впоследствии позволит ему легче принять новую семью усыновителя, опекуна, если его родители все же будут лишены прав, или поможет в налаживании новой жизни с кровными родителями.

В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29 марта 2002 года №25 "Об утверждении рекомендаций по организации деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" в структуре этих учреждений (социальных приютов, социально-реабилитационных центров, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей) могут создаваться семейные воспитательные группы.

Семейная воспитательная группа является одной из форм социально-реабилитационной работы, основанной на краткосрочном устройстве несовершеннолетних в возрасте с 3 до 17 лет в условия семейного воспитания. Так как семейная воспитательная группа является структурным подразделением центра, ее деятельность направлена на обеспечение гарантий ребенку по защите его прав и законных интересов в рамках достойной формы существования в здоровой социальной среде.

В соответствии с положением, которое утверждает директор центра, помещение ребенка в СВГ не требует установления над ним опеки или попечительства, он является воспитанником центра, а воспитатель - сотрудником центра. Как правило, в семейные воспитательные группы помещаются дети, обнаружившие положительную динамику в процессе реабилитации. Число детей в группе может варьироваться от 1 до 3 человек.

СВГ открывается и закрывается приказом директора учреждения на основании трудового договора, заключаемого с воспитателем группы в установленном законом порядке.

Первая в Республике Коми семейная воспитательная группа возникла в декабре 2002 года на основании постановления главы администрации МО «Город Сыктывкар» от 02.11.2001 года № 11/3638 «О создании семейных воспитательных групп в структуре МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара».

В общей сложности с 2002 по 2006 год в шести семейных воспитательных группах воспитывалось более 40 несовершеннолетних: дети дошкольного и младшего школьного возраста.

Семейная воспитательная группа обеспечивает оптимальные условия для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации детей, перенесших воздействие различных депривационных факторов. Сроки пребывания детей в семейной группе определяются в зависимости от поставленных задач и могут устанавливаться от месяца до 1,5 лет.

В связи с тем что семейная воспитательная группа является структурным подразделением центра, она в большей степени управляема, подотчетна и подконтрольна, чем другие формы семейного воспитания. Воспитанники СВГ, как и воспитанники центра, систематически получают социально-медицинские, социально-педагогические, социально-психологические услуги как в центре, так и за его пределами. Не реже одного раза в квартал семью посещают педагоги-психологи, наблюдающие за психологическим состоянием воспитанников, социальные педагоги или специалисты по социальной работе, что позволяет своевременно оказать помощь и ребенку, и воспитателю.

Проживание ребенка в семейной воспитательной группе позволяет преодолеть различные депривирующие последствия, а также оградить его от депривирующих факторов, которые воздействуют на ребенка и в центре (они обусловлены фактом пребывания в казенном учреждении, режимом, незнакомым контингентом воспитанников и сотрудников), а главное, СВГ дает ребенку представление о возможной нормальной жизни в условиях семьи.

Содержание одного ребенка в семейной воспитательной группе в 2005 году составило 137 руб. в день, в месяц - 4116,76 руб., а в центре оно обходится в 21783,39 руб. На питание детей в СВГ ежемесячно выделяется компенсационная выплата из расчета суточной нормы на одного воспитанника 69,77 руб.

Таким образом, подобные формы работы с детьми, оказавшимися в социально опасном положении, не только дают возможность создать для ребенка благоприятный психологический климат в семейной обстановке, но и являются экономически выгодными.

Воспитатель в соответствии с возложенными на него обязанностями совместно с администрацией центра несет ответственность за здоровье, воспитание, развитие и обучение несовершеннолетнего.

Труд воспитателя СВГ оплачивается по ставке 14-го разряда ЕТС, с выплатой всех надбавок, а в случае если в семью воспитателя передается один ребенок, оплата осуществляется из расчета 1/3 ставки оплаты труда по 14-му разряду. Одним из условий в нашем положении о СВГ для воспитателя является педагогическое образование. На период отпуска воспитателя, с согласия ребенка, исполнять обязанности воспитателя может любой совершеннолетний член семьи.

Конечно, создание семейной воспитательной группы требует решения ряда организационных вопросов: медицинского и социально-психологического освидетельствования ребенка, воспитателя и членов его семьи, социально-правового и социально-педагогического сопровождения и т.д.

Показатели дальнейшего жизнеустройства воспитанников СВГ, родители которых были все же лишены родительских прав, свидетельствуют о том, что 50% (20 человек) из них устроены в интернатные учреждения и только 10% (4 человека) переданы под опеку. В биологические семьи возвращено 40% детей (16 человек). Хотелось бы добавить, что предложение, сделанное нами центру усыновления, о приоритетной передаче детей - бывших воспитанников СВГ в семьи граждан встретило положительный отклик, и мы с радостью узнаем, что бывшие воспитанники СВГ из детских домов передаются в семьи.

Итак, семейная воспитательная группа сегодня имеет право на существование как одна из перспективных форм краткосрочного устройства воспитанников специализированных учреждений в семью. В то же время любая семья, желающая получить статус опекунской, приемной, патронатной, может начать в качестве семейной воспитательной группы, что позволит ей принять дальнейшее правильное решение: становиться ей родителями для ребенка или нет.

Следует отметить, что законодательно статус семейной воспитательной группы как в России, так и в Республике Коми пока не прописан. В связи с этим центр в январе 2006 года столкнулся с серьезнейшей проблемой: отсутствием финансирования на питание детей в семейной воспитательной группе.

К сожалению, за четыре года ни одному из остальных 19 социозащитных специализированных учреждений Республики Коми не удалось открыть в своей структуре семейные группы. Причины? Отсутствие финансирования или недооценка данной формы работы. Но мы все же надеемся на дальнейшую поддержку и понимание со стороны руководства, и не только в части финансирования семейных воспитательных групп, но и в плане подготовке нормативно-правовых документов, позволяющих узаконить данную краткосрочную форму семейного воспитания детей.

Т.Д. Огнева,
директор ГУ РК «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Сыктывкара»

Источник: http://www.classici.ru/istorii2.htm

Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 954 | Комментариев: 0
Разделитель

УЧРЕЖДЕНИЯ, ПЕРЕДАЮЩИЕ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ. Никольский детский дом

ПРОЕКТ "ГОСТЕВАЯ СЕМЬЯ" (Никольский детский дом)

 

Описание проблем, на решение которых направлен проект:

1. В последние годы отмечается значительный рост количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и все они, как правило, попадают в детские дома. Крайне незначительное количество воспитанников детского дома (особенно школьного возраста) обретают новую семью через усыновление или опеку. Практически не работает такая форма устройства детей-сирот, как приемная семья.

2. Финансирование детского дома практически по всем статьям расходов крайне недостаточно. Это, а также переполненность детского дома приводит к тому, что условия пребывания детей в детском доме далеки от оптимальных.

3. Находясь в условиях детского дома на полном государственном обеспечении, воспитанники не получают в достаточном объеме набор знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной жизни в современном обществе. В будущем воспитанники испытывают значительные сложности с устройством на работу, созданием и сохранением семьи, воспитанием собственных детей.

4. Воспитанники в детском доме испытывают недостаток персонального внимания и заботы, которая носит коллективный характер, так как один воспитатель на 12 - 15 детей просто физически не может ее обеспечить. Пребывание в условиях "четырех стен" обедняет кругозор и эмоциональный мир ребенка. Постоянное пребывание в условиях коллектива, скученность, невозможность уединиться приводит к появлению агрессивности, тревожности, накапливанию психологической усталости.

 

Цель проекта:

Создание условий для социально-психологической реабилитации воспитанников детского дома через "гостевую семью"

Гостевая семья - семья или отдельный гражданин, поддерживающий постоянное общение с воспитанником, и забирающий определенного воспитанника(ков) на выходные, праздничные и каникулярные дни из детского дома.

 

Задачи проекта:

1. Психологический отдых воспитанников от пребывания в учреждении

2. Расширения жизненного кругозора воспитанников, помощь в развитии их интересов и склонностей, подготовка к сознательному выбору профессии, организация их досуга. Повышение у воспитанников мотивации к учебе и труду через общение с гостевой семьей.

3. Снятие последствий материнской депривации через персональное внимание и заботу о воспитаннике, повышение его уверенности в своих силах и формирование адекватной самооценки.

4. Подготовка воспитанников к будущей семейной жизни через знакомство с образом жизни семьи, ее бытом.

5. Формирование у воспитанников знаний, умений и навыков, необходимых для успешной самостоятельной жизни

6. Пропаганда социальной ответственности граждан перед менее защищенными группами населения, привлечение внимания к проблеме адаптации детей из детских домов.

7. Разгрузка персонала детских домов - что дает им возможность больше внимания уделять оставшимся детям.

 

Нормативно-правовая база проекта:

Данный проект базируется на существующей нормативно-правовой базе, позволяющей желающим гражданам подать документы и получить разрешение органов опеки забирать воспитанников на выходные, праздничные и каникулярные дни из детского дома.

Инструктивное письмо Комитета образования Ленинградской области №2109-06/28 от 23.10.2001 "О порядке передачи воспитанников детских домов, школ-интернатов и специальных школ, ПУ и ПЛ (детей до 18 лет), лишившихся попечения родителей в каникулярное время, праздничные и выходные дни к родственникам или другим лицам"

Федеральный закон РФ от 24.07.1998 г №124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"

Конвенция ООН о правах ребенка

Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей

 

История вопроса

Традиционно, ребенка из детского дома на каникулы, в выходные и праздники забирали к себе домой родственники (как правило, бабушки и дедушки). В последние годы наблюдается незначительное увеличение количества и других лиц (помимо родственников), желающих забирать детей в не учебное время в свою семью. Основной мотив - сострадание к детям-сиротам, желание облегчить их жизнь, подарить свое внимание и заботу. В связи с тем, что на усыновление или оформление опеки решается крайне незначительное число граждан, такая форма, как гостевая семья, приобретает особо важное значение.

 

Этапы развития проекта

1. Подготовительный этап

Пропаганда проекта "гостевая семья" через средства массовой информации, личные контакты.

Проведение собеседования с кандидатами, консультации по вопросам "гостевой семьи"

Знакомство кандидатов с детьми, подбор пар "ребенок-семья"

Сбор кандидатами необходимых документов для оформления разрешения органов опеки, получение разрешения.

2. Основной этап

Непосредственная работа - воспитанники забираются на выходные, праздничные и каникулярные дни в оформившие гостевые разрешения семьи.

3. Заключительный этап

Весьма условное название, в данном проекте здесь имеется в виду подведение итогов, обобщение и систематизация опыта, проведение работы по расширению круга лиц, желающих брать детей-сирот к себе домой.

 

Технология развития проекта

Условно эту технологию можно обозначить так. Желающие и прошедшие отбор кандидаты, заранее познакомившиеся с детьми, собирают необходимые документы (приложение №1) и получают от органов опеки разрешение забирать конкретных детей на выходные праздничные и каникулярные дни из детского дома (приложение №2). Разрешение органа опеки выдается на один календарный год, при желании продляется в установленном порядке.

Далее, граждане, получившие такое разрешение, приезжают в детский дом, пишут заявление на имя директора (приложение №3) и забирают воспитанников (при отсутствии у последних замечаний по учебе и поведению и нормальном состоянии здоровья). Забирать можно как на несколько часов, так и на несколько недель, месяцев (например, на летние каникулы). В заявлении обязательно указывается, когда будет возвращен ребенок. Дети могут забираться как с ночевкой, так и без (утром забирают, вечером привозят). Форму проведения этого времени определяет "гостевая семья" и согласует с администрацией детского дома. Это может быть посещение кинотеатра, цирка, театра, зоопарка, различные экскурсии, поход в кафе, или просто нахождение ребенка в домашней семейной обстановке. За все время, когда ребенок забран из детского дома, гражданин, взявший ребенка, несет ответственность за его жизнь и здоровье.

Гражданин, оформивший разрешение и желающий забрать ребенка, лично приезжает в детский дом, пишет заявление на имя директора, забирает ребенка, а в указанное время лично привозит его обратно. Перед тем, как забрать ребенка, желательно побеседовать с воспитателем ребенка, узнать про его успехи в школе, поведение, если нужно - взять домашние задание, учебники и тетради для ребенка. В отдельных случаях по согласованию с директором возможно, что воспитанник будет посажен в автобус или маршрутное такси в Никольском, а на станции метро Рыбацкое его встретит гражданин, забирающий ребенка. В таком же порядке в исключительных случаях можно и привезти ребенка обратно. Заявление при таком варианте пишется заранее и передается в детский дом любым удобным способом.

Гражданин, оформивший разрешение, имеет право получить компенсацию на питание ребенка в денежном выражении или продуктами питания. Она рассчитывается, исходя из нормы питания одного воспитанника в детском доме в сутки (март 2005 г. - 74 рубля). О получении денежной компенсации или продуктов питания гражданин должен написать личное заявление каждый раз, когда забирает ребенка, на основании этого заявления пишется приказ и ребенок снимается с питания в детском доме на это время.

Продукты питания получаются в детском доме у кладовщика согласно приказа директора в будние дни и рабочее время, по предварительной договоренности. Продукты может получить только лично заявитель, в чем он должен расписаться.

Деньги получают в бухгалтерии администрации г.Никольское 1 раз в месяц по предварительной договоренности с бухгалтером.

 

Дополнительное финансирование проекта:

Дополнительное финансирование проекта планируется осуществлять из внебюджетных источников с целью активизации и привлечении новых желающих участвовать в "гостевой семье". Дополнительное финансирование возможно при условии поступления благотворительных целевых средств от частных граждан, благотворительных фондов и организаций, других юридических и физических лиц.

Данные денежные средства собираются и хранятся у одного из членов Клуба Питерских Родителей, который будет выбран общим решением как казначей. Казначей будет отвечать за организацию и учет дополнительного финансирования и расходования денег. Порядок дополнительного финансирования определяется членами Клуба Питерских Родителей и согласовывается с директором детского дома.

 

Ориентировочные нормы дополнительного финансирования на одного ребенка:

· транспортные расходы - 100 рублей
· досуговые мероприятия - 150 рублей
· питание во время проведения досуговых мероприятий - 50 рублей
Итого, общая сумма на одного ребенка - 300 рублей в сутки.

В зависимости от уровня дополнительного финансирования эти нормы могут быть пересмотрены.

Если ребенок берется более, чем трое дней (например, каникулы), сумма финансирования на одного ребенка рассчитывается как 300 рублей за каждые 5 полных дней.

 

Ожидаемый результат проекта:

Основным результатом планируется повышение уровня социальной адаптации воспитанников детского дома через формирование необходимых знаний, умений и навыков, развитие интересов и склонностей детей, нейтрализацию негативных последствий от пребывания в условиях детского дома, развитие позитивных личностных качеств.

 

Проект подготовлен:

Директором Никольского детского дома Тосненского района Ленинградской области, руководителем высшей квалификационной категории Евдокимовым Юрием Александровичем, при активном участии членов Клуба Питерских Родителей.

 

Контакты:

www.nikolsky.detdom.ru/

187026 Ленинградская область, Тосненский район, г.Никольское, пр.Советский, дом 160 А

(81361) 53-732

 homekids[at]rambler.ru; homekids[at]mail.ru

Директор: Евдокимов Юрий Александрович

Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 1082 | Комментариев: 0
Разделитель

УЧРЕЖДЕНИЯ, ПЕРЕДАЮЩИЕ ДЕТЕЙ НА ВОСПИТАНИЕ. СРЦ "Вера"

СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР "ВЕРА"

Работая с несовершеннолетними и их семьями, Центр помог вернуться в родные семьи и социализироваться более 800 ребёнку.

Свыше 60 детей Центра от 4 до 12 лет прошли реабилитацию в семейно-воспитательной группе, научились жить в новой семье, обрели кров и замещающих родителей. Воспитание ребёнка, а особенно реабилитация его должна проходить в условиях семьи. Обеспечить каждому ребёнку семью мы не состоянии, а обеспечить условия семейного воспитания в наших силах. Большая работа проводится с приёмными родителями. Это отбор семей, подготовка их к приёму ребёнка и сопровождение семьи специалистами: психологами, социальными работниками, медиками.

Подбор оптимальной семьи для ребёнка осуществляется на основе психологической совместимости, процесс передачи в семью - планомерный, многоступенчатый.

Около 70 детей были устроены в Детскую Деревню SOS г. Пушкина и живут там по семейному типу, продолжают там социализироваться, получать образование и специальность.

Более 100 старших подростков направлены для получения профессионального образования в профессиональные училища и колледжи.

Центр не только проводит реабилитационную работу с несовершеннолетними в стационарных условиях. Многие дети получают психологическую, педагогическую, медицинскую помощь на дневном отделении.

Более 120 детей и семей получали помощь, находясь на патронажном обслуживании.
Центр принимает детей круглосуточно. Всем детям и семьям Центра оказываются разнообразные виды услуг как бытовые, социальные, так и юридические. Специалисты центра помогают детям восстанавливать свидетельства о рождении, паспорта, медицинские полиса, защищают их жилищные и имущественные права.

Центр разработал и внедрил в действие программу "Спортивный досуг", частично профинансировал создание спортивной площадки для детей микрорайона.

С 2005 года Центр стал создавать специализированные квартиры, где проживают не более 7 детей с воспитателем. Дети размещаются там с учётом их трудной жизненной ситуации и индивидуальных особенностей.

В настоящее время открылись 3 квартиры:

1. Специализированная квартира для подготовки несовершеннолетних к проживанию в замещающей семье.

2. Специализированная социальная квартира для семейной реабилитации.

3. Специализированная социальная квартира для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации для детей от 14 до 18 лет для подготовки к самостоятельному проживанию и профессиональной подготовки.

В 2007 году планируется открытие ещё 3х квартир:

1. Специализированная социальная квартира для несовершеннолетних условно осуждённых.

2. Адаптационная специализированная социальная квартира для самостоятельного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

3. Специализированная социальная квартира для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, нуждающихся в восстановлении биологической связи с семьёй.
Центр постоянно привлекает спонсоров реализации своих программ.

Дети центра участвуют во всех городских и районных выставках и конкурсов рисунков и поделок.

Центр организует и участвует в праздниках День семьи, День матери, День защиты ребёнка и в др..

Сотрудники центра стремятся формировать открытое реабилитационное пространство для каждого ребёнка, для каждой семьи.

 

О Центре:

Центр принадлежит и размещается в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга и предназначен для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, обслуживает безнадзорных и беспризорных детей. Принимает на стационарное обслуживание детей от 3 до 16 лет, на дневное и патронажное обслуживание до 18 лет. Дети поступают в Центр по направлению инспектора прав детства или милиции, общественных организаций, граждан и по личному заявлению. Работа организована на круглосуточной основе. Центр изучает социальное положение семей на территории муниципального образования и выявляет семьи, которым нужна социальная помощь.

 

История:

Социально-реабилитационный центр "Вера" был создан в октябре 1996 года Комитетом по труду и социальной защите населения Санкт-Петербурга, как "Социальная гостиница". Цель создания: краткосрочное помещение беспризорных и безнадзорных детей, с дальнейшим определением их в социально-реабилитационные центры города в зависимости от социального статуса и жизненной ситуации.

В 1998 году "Социальная гостиница" не смогла решить поставленные задачи в связи с нехваткой мест для реабилитации детей и вынуждена была преобразоваться в социальный приют для детей и подростков, для решения полного спектра социально- реабилитационных программ по социализации безнадзорных и беспризорных детей.

В 2000 году социальный приют для детей и подростков стал Социально- реабилитационным центром для несовершеннолетних для оказания помощи и услуг по социальному патронажу неблагополучных семей и возможности оказывать услуги по размещению детей в небиологических семьях.

 

Последовательность работы с кандидатами:

1. Информирование по телефону (информация о ребёнке, об общих условиях оформления). Проводится сотрудниками учреждения.

2. Индивидуальное собеседование (сбор информации о жизни кандидата, о его семье, причинах, побудивших его принять решения принять ребёнка). Проводится психологом и социальным педагогом учреждения.

3. Психологическое обследование (диагностика личности кандидата, его психо-эмоционального состояния, типов взаимодействия с детьми). Проводится психологом учреждения.

4. Посещение семьи, обследование условий жизни семьи. Проводится специалистами учреждения (социальным работником и/или психологом учреждения).

5. Принятие решения и составление заключения о возможности быть воспитателем гостевой группы (по результатам индивидуальной беседы, психологического обследования, беседы со всей семьей и обследования жизни семьи). Проводится специалистами учреждения.

6. Организация встреч с ребенком (общение в рамках волонтёрской службы: помощь в подготовке домашнего задания, участие в досуговой деятельности и т.п.). Организуют специалисты учреждения.

7. Заключение договора о передаче ребенка в гостевую группу. Организует руководитель учреждения.

8. Передача ребенка в семью. Информирование о психологических, медицинских и социальных особенностях ребёнка, рекомендации по его воспитанию. Осуществляется специалистами учреждения.

 

Основные отличия гостевой и семейно-воспитательной группы - это сроки и режим воспитания ребёнка. В первом случае ребёнок находится в семье на время выходных и/или каникул, во втором на протяжении всего действия договора между воспитателем и учреждением воспитанник проживает у принявшего его взрослого (договор оформляется сроком на 1 год).

За всё время общения ребёнка с воспитателем сотрудниками учреждения осуществляется медико-социально-психологическое сопровождение созданной группы. Оказывается всесторонняя помощь.

 

Перечень документов:

1. Заявление от кандидата (по установленной форме)

2. Документ, удостоверяющий личность (копия).

3. Копия свидетельства о браке (если состоит в браке).

4. Копии трудовой книжки, ИНН, страхового пенсионного свидетельства, диплома.

5. Медицинские справки (ПНД, тубдиспансер, КВД, наркологического диспансера).

6. Справка от терапевта об отсутствии в семье инфекционных заболеваний

7. Акт обследования жилищно-бытовых условий жизни семьи кандидата.

8. Договор о передаче ребенка в гостевую группу.

 

Контакты:

http://verachildren.ru/

г.Санкт-Петербург, ул. Витебская, д.29

(812) 714-35-25; 714-79-78

 spbvera[at]mail.wplus.net

Директор: Шарков Георгий Михайлович

Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 399 | Комментариев: 0
Разделитель

Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство над детьмиОпека и попечительство над детьми

Заботясь о детях, которые остаются без попечения родителей, государство в нормах действующего законодательства устанавливает порядок их содержания, воспитания и образования. Согласно ст. 145 Семейного кодекса РФ формами такового содержания и воспитания, а также защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей являются опека и попечительство.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста четырнадцати лет, а попечительство — над детьми в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет.

Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 1528 | Комментариев: 0
Разделитель

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

Подготовила Г.Н. Семья по материалам:
Психологический словарь. Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.
- 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2001.
Словарь по социальной педагогике. Автор-составитель Л.В. Мардахаев. - М., 2002.

 

Безнадзорный ребенок - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный ребенок - безнадзорный ребенок, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Вторичная профилактика безнадзорности - индивидуальная профилактическая работа с детьми и семьями группы риска по восстановлению семейных связей и осуществлению социального патронажа в ситуации, когда ребенок уже изъят из семьи.

Государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей - совокупная информация о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, включает в себя федеральный банк данных и региональные банки данных. Эти данные в виде анкет и фотографий детей передаются в банки данных соответствующих регионов органами опеки и попечительства. Как правило, региональные банки данных находятся в ведении органов образования областной (краевая, республиканская) администрации.

Девиантное развитие - отклоняющееся психическое развитие, приводящее к поступкам, противоречащим нормам морали или права, например, пьянству, половой распущенности, мошенничеству, воровству и др.

Депривация - лишение ребенка необходимых для нормального формирования личности родительской ласки, тепла, заботы, правильного воспитания и возможности удовлетворять свои эмоциональные, духовные, физические и материальные потребности.

Десоциализация - утрата человеком по каким-либо причинам или под воздействием неблагоприятных факторов социального опыта, отражающаяся на его самореализации.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; оказавшиеся в экстремальных условиях; жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; живущие в социально незащищенных семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых была нарушена в результате обстоятельств, которые они не могут преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.

Дети, нуждающиеся в государственной защите - дети, родители которых неизвестны; утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя; изъятые из семьи; дети, родители которых ограничены в родительских правах или лишены их; безнадзорные, а также дети, родители которых страдают хроническими заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять их воспитание и содержание; родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими); родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы или в местах содержания под стражей, дети подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления; другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.

Дети, оставшиеся без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с их отсутствием, объявлением их умершими, лишением или ограничением в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными); дети родителей, находящихся в лечебных учреждениях, отбывающих наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находящихся в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклоняющихся от воспитания детей или защиты их прав и интересов, отказывающихся взять своих детей из воспитательных, лечебных и др. учреждений.

Дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

Замещающая семья - не закрепленный законодательно термин, обозначающий любую семью, в которую ребенок помещается на воспитание (кроме усыновления).

Кризисная социальная дезадаптация - деформация развития и расстройство поведения ребенка, находящегося в социально опасном положении, вызванные его безнадзорностью и социальной запущенностью. Характеризуется девиантным поведением ребенка, слабым уровнем образования и развития, разрушением социальных связей с семьей и др. Является следствием кризисного положения семьи, в которой родители дезадаптированы, являются алкоголиками или наркоманами, отрицательно влияют на ребенка, проявляют по отношению к нему жестокость.

Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - в эту категорию включаются молодые люди в возрасте от 18 до 23 лет - выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; они имеют право на дополнительные гарантии по социальной защите, в том числе на социальный патронаж.

Лишение родительских прав - законодательная мера, направленная на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, защиту их от жестокого обращения со стороны родителей, их вредного влияния (например, родители являются хроническими алкоголиками, наркоманами) или уклонения от обязанностей по воспитанию. Лишение родительских прав производится только в судебном порядке. Заявления в суд могут быть поданы государственными или общественными организациями, одним из родителей или опекуном (попечителем) ребенка, органами опеки и попечительства. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права фактического родства с ребенком, однако это не освобождает их от обязанности по его содержанию. Одновременно с вынесением судом решения о лишении родительских прав ставится вопрос об алиментах ребенку. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства.

Опека и попечительство - семейная форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты прав и интересов (подробнее см. в статье "Формы семейного устройства").

Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя на условиях разграничения прав и обязанностей по защите его законных интересов между родителями (законными представителями), уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем.

Педагогически запущенный ребенок - психически нормальный и физически здоровый ребенок, имеющий отклонения поведенческого характера.

Первичная профилактика безнадзорности - мероприятия по общей профилактике и индивидуальная социально-психолого-педагогическая работа с детьми, семьями группы риска и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. Осуществляется в следующих формах: психолого-медико-социальный патронаж семей и их детей в возрасте до трех лет; выявление и учет семей и детей старше трех лет, имеющих нарушения развития и поведения; коррекция начальной школьной дезадаптации и семейной девиации ребенка; оказание информационно-консультационной и педагогической помощи семьям с детьми старше трех лет; помощь социального работника в трудоустройстве родителей; оказание семьям материальной поддержки, выделение срочной и гуманитарной помощи.

План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, форма защиты прав ребенка, место его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и т.д. и сроки выполнения этих мер.

Полное государственное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - предоставление детям на время пребывания в государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, комплекта одежды и обуви, жилья и медицинского обслуживания, или возмещение их полной стоимости. Обучающиеся в учреждениях среднего профессионального и высшего образования лица из числа детей-сирот имеют право на полное государственное обеспечение и дополнительные социальные гарантии до 23 лет или до окончания учебы в очных образовательных учреждениях.

Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на основании договора о передаче ребенка, который заключается органами опеки и попечительства и приемными родителями.

Реабилитация - комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер, направленных на восстановление (компенсацию) нарушенных функций организма взрослых и детей, имеющих тяжелые заболевания, в том числе инвалидов.

Реадаптация - восстановление приспособительных возможностей человека к существующим в обществе нормам, к определенным социальным условиям.

Ресоциализация - восстановление утраченных социальных ценностей и опыта общения, поведения, жизнедеятельности личности; происходит на основе реадаптации.

Родительские права и обязанности - определяются на основе записи о ребенке в органах ЗАГСа. Родители имеют право на воспитание ребенка до его совершеннолетия, и в то же время несут обязанности по его содержанию, воспитанию, обучению, развитию, защите его прав и интересов. Мать и отец имеют равные обязанности в отношении детей независимо от того, находятся они в браке или брак расторгнут. Если родители живут раздельно и не пришли к соглашению, с кем будет находиться ребенок, этот вопрос решает суд исходя из его интересов. Родитель, проживающий отдельно, обязан принимать участие в воспитании ребенка и вправе общаться с ним. Споры по вопросам воспитания разрешаются органами опеки и попечительства с участием родителей.

Семьи, находящиеся в социально опасном положении - семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению, содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации - семьи неполные, многодетные, семьи с детьми-инвалидами, а также семьи, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств, а также социально незащищенные семьи, где родители выполняют обязанности по воспитанию детей, но не могут их содержать, так как имеют низкие доходы, временно не работают или не могут работать по состоянию здоровья.

Социализация - процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации, к принятым в обществе правилам и нормам поведения.

Социальная реабилитация - восстановление утраченных ребенком социальных связей и функций.

Социально запущенный ребенок - ребенок, находящийся в докриминальной стадии социальной дезадаптации, имеющий задержки в психическом и физическом развитии, несформированность мотивации к познанию, труду, определению жизненных перспектив, поведение которого характеризуется аффективной несдержанностью, драчливостью, мелким воровством, употреблением спиртного, хулиганством, бродяжничеством и др.

Социальное сиротство - часто используемый, но не закрепленный законодательно термин; социальный феномен, означающий большое число несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей при наличии таковых. К социальным сиротам относятся дети-отказники; подкидыши; дети родителей, лишенных родительских прав или признанных судом недееспособными (при наличии психических заболеваний); дети, чьи родители находятся в местах лишения свободы или их местонахождение неизвестно.

Социальные службы по обслуживанию детей - организации, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, и граждане, осуществляющие без образования юридического лица деятельность по социальной поддержке детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в том числе социально-бытовые, медико-социальные, психолого-педагогические, правовые услуги; занимающиеся социальной реабилитацией детей, обеспечением их занятости по достижении трудоспособного возраста.

Социальный патронаж - вид социально-профилактической работы, которую ведут учреждения социальной защиты населения, направленный на социализацию и адаптацию, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Стационарные учреждения социального обслуживания детей - дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты.

Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству - служба, на которую возложена работа по опеке и попечительству, или которой по договору передана часть функций органов опеки и попечительства. Такие службы могут существовать в регионах, где на основе местного законодательства осуществляется патронатное воспитание. Уполномоченная служба обязана выполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) и планом по защите прав ребенка. Уполномоченными службами могут быть учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения.

Усыновление/удочерение - принятие в семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на правах кровного. Ребенок после усыновления получает все права родного - со всеми вытекающими отсюда обязанностями его родителей, и лишается льгот, которые он имел как сирота. Усыновление для родителей означает высшую степень ответственности за судьбу ребенка и его полноценное развитие.

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - образовательные учреждения, в которых содержатся (обучаются и/или воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (детские дома); учреждения социального обслуживания населения (дома-интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка).

 

Статья взята из книги "Найди меня, мама! Материалы в помощь журналисту" book.zip [139.36 Kb] (cкачиваний: 9)

Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 926 | Комментариев: 0
Разделитель

СЕМЕЙНАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ГРУППА

Многие из нас знают, что в детских домах и домах ребенка живут дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Пока им не довелось испытать счастье попасть в семью. Многим приходится жить в интернатных учреждениях до совершеннолетия, а потом выходить в самостоятельную жизнь. Чаще их никто не ждет, им трудно освоиться в совершенно новом мире, отличном от жизни в интернате. Многие из них не представляют, откуда берутся продукты и как приготовить себе еду, как потратить полученное пособие, чтобы его хватило на месяц, им трудно устроиться на работу и т.д. Чтобы как-то сгладить этот момент, была введена такая форма воспитания, как гостевой режим, при которой законным представителем ребенка остается администрация учреждения. В регионах России он осуществляется под разными названия, это и "наставничество", и "семья выходного дня", и "гостевая семья". В Санкт-Петербурге эта форма называется "семейная воспитательная группа". В выходные, праздничные или каникулярные дни, либо на какой-то определенный срок, ребенок, на правах гостя, посещает и кратковременно проживает в семье наставника. Такая форма помогает ребенку понять функции членов семьи, получить навыки ведения хозяйства и общения со взрослыми и другими детьми в семейном кругу. Нахождение в семейной воспитательной группе дает возможность ребенку получить моральную поддержку и помощь не только пока он в гостях у наставника, но и во время его нахождения в учреждении и будущей жизни, т.к. обычно между ними возникает переписка, телефонные контакты, таким образом у ребенка появляется "родственник" и друг, что делает ребенка не столь одиноким, повышает самооценку ребенка и уровень его иерархии среди детей в учреждении. Финансовая сторона вопроса сводится к тому, что желающий взять ребенка в семейную воспитательную группу подписывает договор на ее образование с администрацией учреждения. Такой договор носит характер трудового договора, по которому сторона, берущая ребенка в семью, является сотрудником учреждения, где находится ребенок, получая заработную плату. Если наставничество предполагается как переходный этап перед опекой, усыновлением, то это хороший способ присмотреться ребенку и семье друг к другу, позволяет понять принято ли верное решение. При переходе на постоянные формы устройства будет проще пережить адаптацию, т.к. опыт жизни в семье у ребенка уже есть. Хотелось бы также подчеркнуть, что семье оказывается помощь, поддержка и ведется контроль психологом, логопедом, социальным работником и другими специалистами.

 

ПРЕЖДЕ ЧЕМ СТАТЬ НАСТАВНИКОМ

 

- Никаких законодательных актов в Санкт-Петербурге на эту тему не существует, в некоторых регионах есть региональное законодательство, например в Ивановской и Московской областях, а значит в Петербурге нет и универсальной схемы оформления и стандартного перечня требуемых документов.

- Пребывание ребенка в гостях не является формой семейного устройства, и пока ребенок будет находится в гостях его опекуном остается директор детского учреждения. Он отвечает за ребенка, следовательно он, согласуя этот вопрос с органом опеки и попечительства, принимает окончательное решение отдавать ребенка в гости ли нет.

- Это ответственное решение и, несмотря на то, что порой очень хочется взять ребенка буквально завтра, для успеха этого предприятия необходимо потратить время и усилия для подготовки себя, своего дома и своей семьи. Прежде всего разберитесь сами с собой и честно ответьте себе зачем вам нужно приглашать ребенка в гости; в чем может состоять ваша помощь; чем придется пожертвовать вам и вашим близким.

- Часто дети не имеют понятия что такое дом и рассматривают возможность побывать в гостях исключительно с точки зрения возможности повышения своего статуса среди одногруппников и получения, хотя бы на время, личного пространства, материальных благ. Поэтому не рассчитывайте ни на их благодарность ни на быстрый успех.

Взято: Проект "К новой семье"

 

НЕКОТОРЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ

 

– Ни один разумный руководитель детского учреждения не отдаст ребенка в гости сразу надолго – на все каникулы и, тем более, на всё лето, да ещё и на море. Грамотный руководитель предложит вам программу сближения, если нет, то предложите это сами. Лучше начать с малого – с общения на территории учреждения, затем прогулки в городе и только потом посещение дома.

– С выездом на отдых или лечение за рубеж отдельная песня и, если вы не НКО, – можете смело забыть об этой идее.

– Брать ребенка в гости из другого региона (города) не разумно, это тяжело и для ребенка и сложно для руководителя учреждения, потребуется больше гарантий, а значит оформить такие "гости" будет гораздо сложнее и дольше.

– Не планируйте брать в гости ребенка младше 7 лет. До этого возраста ребенку трудно объяснить, почему его возвращают, да и вам придется не сладко. Конечно бывают исключения, но на практике это особые ситуации ориентироваться на них не стоит.

– Не стоит брать в гости сразу нескольких детей, иначе не вы их будете воспитывать, а они вас и ваших родственников!

– Не все дети захотят пойти к вам в гости.

– Общение должно быть регулярным, а не от случая к случаю. Ребенку сложно объяснить, что дела важнее встречи. Если ваши планы имеют свойство регулярно нарушаться – не спешите начинать общение с ребенком.

Взято: Проект "К новой семье"

 

Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 729 | Комментариев: 0
Разделитель

Статья 31. Опека и попечительство // Гражданский кодекс Российской Федерации

Статья 31. Опека и попечительство  // Гражданский кодекс Российской ФедерацииСтатья 31. Опека и попечительство // Гражданский кодекс Российской Федерации

Гражданский кодекс Российской Федерации

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Подраздел 2. ЛИЦА

Глава 3. ГРАЖДАНЕ (ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА)

Статья 31. Опека и попечительство

1. Опека и попечительство устанавливаются для защиты прав и интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются также в целях их воспитания. Соответствующие этому права и обязанности опекунов и попечителей определяются законодательством о браке и семье.

2. Опекуны и попечители выступают в защиту прав и интересов своих подопечных в отношениях с любыми лицами, в том числе в судах, без специального полномочия.

3. Опека и попечительство над несовершеннолетними устанавливаются при отсутствии у них родителей, усыновителей, лишении судом родителей родительских прав, а также в случаях, когда такие граждане по иным причинам остались без родительского попечения, в частности когда родители уклоняются от их воспитания либо защиты их прав и интересов.

Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 845 | Комментариев: 0
Разделитель

О РАЗМЕРЕ ОПЛАТЫ ТРУДА ПРИЕМНЫМ РОДИТЕЛЯМ

В соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 08 мая 2007 года № 174-33 «О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга «О размере оплаты труда приемных родителей» оплата труда приемных родителей с 01.01.2008 года составляет: на одного ребенка, принятого на воспитание в приемную семью - 4308 рублей в месяц, на двоих – 6893 руб., на троих – 9478 руб., на четверых – 12062 руб., пятерых – 14647 руб., шестерых – 17232 руб., семерых – 19817 руб., восьмерых – 22402 рубля.
На основании п. 5 ст. 150 Семейного кодекса Российской Федерации на содержание ребенка опекуну (попечителю), приемным родителям ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленном законами субъекта Российской Федерации.
Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 1971 | Комментариев: 0
Разделитель

Усыновление

УсыновлениеУсыновление
В соответствии с действующим законодательством   (Семейный Кодекс РФ) усыновление является приоритетной формой устройства детей в семью.
Усыновление - это переход прав и обязанностей от биологических родителей ребенка к усыновителям, при котором ребенок в правовом отношении полностью приравнивается к биологическим детям усыновителя. При этом утрачиваются все права и обязанности родных (биологических) родителей ребенка. Если ребенок на момент усыновления имел право на пенсию и пособие, полагающееся ему в связи со смертью родителей, то он сохраняет это право и после усыновления.
Читать далее...
26/09/2010 | Просмотров: 1590 | Комментариев: 0
Разделитель

Назад 1 2 3 Вперед
Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.