Поверья славян для дома

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать — Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор — пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать...

***
Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу — Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен.
Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец)...

Читать далее...
11/01/2017 | Просмотров: 9 | Комментариев: 0
Разделитель

Свадебные обычаи на Руси

Свадебные обычаи на Руси В конце 9 века христианство было провозглашено официальной религией Киевской Руси. С распространением новой веры началось формирование традиционного русского свадебного обряда, окончательно завершившееся только к 16 веку. К моменту христианизации Руси все свадебные обряды были тесно связаны с языческими верованиями древних славян. Основным: нововведением христианства стало обязательное церковное освящение брака. С самого начала и на протяжении многих и многих веков христианская церковь боролась с отголосками язычества, но последнее не собиралось сдавать своих позиций и все глубже и глубже проникало в быт русских крестьян. В результате сложился сложный симбиоз христианства с языческими верованиями славян.

В 16 веке окончательно сложился полный свадебный ритуал с четко определенными этапами, номенклатурой свадебных чинов (участников свадебного действа), свадебной атрибутикой, одеждой и пищей. Сложился и особый свадебный фольклор. В разных регионах России свадебные обряды справлялись по-разному. Нельзя было сыскать и двух деревушек, где свадебный обряд выполнялся одинаково, так как испокон веков свадьба представляла собой игровое действо, организованное по принципу "кто во что горазд" Несмотря на эти различия, существовал некий костяк свадьбы - обряды, повторяющиеся от деревни к деревне от города к городу.

Читать далее...
11/01/2017 | Просмотров: 10 | Комментариев: 0
Разделитель

Куда подевались Иванко, Жирослав и Милята? Точка зрения

Куда подевались Иванко, Жирослав и Милята? Точка зрения Ни для кого не секрет, что древнерусские имена домонгольских времен отличались особой оригинальностью, красотой и благозвучием.

Неудивительно — эти имена, известные нам из старинных летописей носила в основном древнерусская знать. Об именах бояр и своих изысканиях в этой области подробно рассказала коллегам младший научный сотрудник Института славяноведения РАН Мария Лавренченко.

По словам Марии, об имянаречении в княжеской среде многое известно благодаря трудам Анны Феликсовны Литвиной и Федора Борисовича Успенского (см. в материалах группы), однако учеными мало сказано о выборе имени в среде знати, хотя по берестяным грамотам Великого Новгорода, древнейшим летописям, граффити на стенах соборов известен огромный пласт древнерусских имен, большинство из которых — боярские.

Языческие двухосновные имена постепенно заменялись греческими одноосновными или воспринимаемыми как одноосновные, а с ними менялись и критерии выбора имени.

Читать далее...
3/01/2017 | Просмотров: 19 | Комментариев: 0
Разделитель

Гость в славянской традиции

Гость в славянской традиции Гостеприимство считается крайне характерным для народной культуры; так, М.Забылин пишет: «Как остаток старины мы встречаем его и сейчас в отдалении от столиц и больших городов. Там и до сего времени существует обычай, чтобы проезжего и прохожего пригласить к себе в дом, накормить и успокоить по возможности. Так было и встарь». Такое радушие и забота о случайном госте имеет свое объяснение. В народной культуре гость рассматривается как «лицо, соединяющее сферы «своего» и «чужого», объект сакрализации и почитания, представитель «иного» мира» по определению этнолингвистического словаря «Славянские древности». Так как любой гость «воспринимается как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни», хозяин «стремится как можно лучше принять гостя, надеясь путем символического договора с высшими силами, представителем которых является гость, обеспечить свое будущее». А.Л.Топорков и А.К.Байбурин указывают также, что «идеологическим фоном гостеприимства» являлась «так называемая теофания – мифологическое представление о том, что Бог в человеческом облике ходит по земле. Каждый знакомый, а тем более незнакомый посетитель мог оказаться посланником Бога или самим Богом, принявшим человеческий облик, поэтому любого гостя следует принимать со всем радушием.

Читать далее...
30/12/2016 | Просмотров: 12 | Комментариев: 0
Разделитель

Образ Бабы-Яги на Руси

Образ Бабы-Яги на Руси Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Читать далее...
27/12/2016 | Просмотров: 19 | Комментариев: 0
Разделитель

Связь архетипа Матери-Земли и Бабы-Яги

Связь архетипа Матери-Земли и Бабы-Яги Еще одним мифологическим персонажем, связанным с древнейшими верованиями о Матери-Земле является образ Бабы-Яги, восходящий ко всесильному божеству эпохи матриархата. Изначально в мифологии восточных славян она олицетворяла мать-родоначальницу. Мифологические представления нашли отражения в волшебный сказках, в которых ее женские признаки иногда подчеркиваются, но делается это уже с насмешкой: «нос в потолок, титьки через порог», «титечками потрясла и молочка принесла». Избушка Яги стоит на курьих ножках, что отражает представление славян об устойчивой связи женского плодородия с курицей, приносящей много потомства. В.Я. Пропп считал, что образ Бабы-Яги относился к стадии, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчины . Считаясь прародительницей рода, она являлась хранительницей его жизненного пространства, обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшей при этом и за подрастающим поколением, была одной из наиболее значимых берегинь.

Читать далее...
27/12/2016 | Просмотров: 13 | Комментариев: 0
Разделитель

Кто такие славяне? Откуда и когда появились?

Кто такие славяне? Откуда и когда появились? Очень кратко, по научным данным.
Славяне - это самая крупная на данный момент в Европе индоевропейская языковая группа. Внутри общеславянского единства выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).


Происхождение этнонима славяне
Существует несколько версий этимологии термина «славяне».
1. Значение этнонима восходит к слову «слово», т.е. славяне – люди обладающие даром слова, в отличие от иноязычных народов. Версия основана на противопоставлении свой - чужой, которое было широко распространено в древности у многих народов. (сторонники- Л. Нидерле, Т. Лер-Сплавинский, Р.О. Якобсон.)
2. Б.А. Рыбаков связывает славян с племенами венедов римских авторов и трактует термин славяне как «слы»+»вене» (т.е. послы венедов).
3. Этимология слова восходит к индоевропейскому корню -kleu-, одним из значений которого является «слава» в понятии известность, знаменитость, популярность.
4. Слово «славяне» связано с гидронимом в ареале расселения одного из племен и впоследствии распространилось на все остальные племена. В качестве вероятного этнообразующего гидронима выступают былинный эпитет р. Днепр – Славутич, р. Слуя приток Вазузы, польск. названия рек Sљаwа, Sљаwiса, сербская река Славница и др.
5. Самоназвание выводят от индоевропейского слова -slauos- народ (сторонники - С.Б. Бернштейн, И. Ю. Миккола).

Читать далее...
24/12/2016 | Просмотров: 11 | Комментариев: 0
Разделитель

Очищение жилья и «своего» пространства (Обзор, Часть 1)

Очищение жилья и «своего» пространства (Обзор, Часть 1) Цель «очищения» - как профилактические мероприятия, так и очистительно-восстановительные (нейтрализующие угрозу). В каждом конкретном случае речь идет либо о магической «профилактике» вредоносного воздействия или же об «очищении» от него. Какого-либо различия в обрядности здесь нет. Идентичными оказываются не только внешние формы разных типов магических действий, но и их семантика. Существует также множество «пограничных» случаев, когда опасное событие уже произошло, но его результат еще не наступил и может быть предотвращен. Например, некая вредоносная сила уже находится в наше жилище, мы об этом или знаем или догадываемся. Наша задача – не допустить её «включения». Вредоносное воздействие - это непрерывно длящийся, постепенно разворачивающийся во времени и пространстве процесс, приводящий, в конечном счете, к своей «основной» трагической развязке («дом сгорел»). Все промежуточные этапы этого процесса так или иначе расцениваются с позиции необходимости и возможности предотвращения этой главной «конечной» беды.

Читать далее...
22/12/2016 | Просмотров: 20 | Комментариев: 0
Разделитель

Очищение жилья и «своего» пространства (Обзор, Часть 2)

Очищение жилья и «своего» пространства (Обзор, Часть 2) Этап Очищения.
1. Соль. Обыкновенная крупнозернистая соль чудесно убирает всякие энергетические загрязнения. Соль насыпаем в блюдечки и расставляем по углам жилища (которые являются одновременно внешними углами) на 2-3 дня. Через 3 дня мы вернемся к ней и соберем на старую, отслужившее своё сковороду, желательно чугунную. Нагреваем крупную каменную соль до треска. От высокой температуры кристаллы соли начинают разрушаться, а вместе с ними разрушается и негативная энергетика, которая была в доме. Остывшую соль уничтожаем только с выносом из дома. Соль без прокаливания можно использовать следующим образом. За 2-3 дня до предстоящей уборки в квартире, насыпаем её в наружных углах нашего жилища. Затем, во время уборки, сметаем с общей пылью-мусором. В некоторых областях соль с заговором бросают в горящую печь, где вместе с солью сгорит/исчезнет и негативное (Т.И.Панина, полевые материалы. Слово и ритуал…).Ритуалы с солью просты, не требуют долгой подготовки и могут применяться как самостоятельные, очень часто. Примечательно, что современные шаманы соотносят Соль со стихией Земля.

Читать далее...
22/12/2016 | Просмотров: 18 | Комментариев: 0
Разделитель

Обережный жест - КУКИШ

Обережный жест - КУКИШ КУКИШ, шиш, фига, дуля — жест, символизирующий коитус и имеющий обсценную семантику. Согласно правилам этикета, кукиш является неприличным жестом, имеющим целью оскорбить и унизить того,кому его показывают, а также способом выразить крайнее неприятие, резкий отказ, смешанный с презрением. В магической практике кукиш, наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу. Кукиш входит в число жестов, распространенных у вост. и зап. славян. У юж.славян, за исключением словенцев, кукиш почти не известен и осмысляется как заимствование из в.-слав. традиции. Ю.-слав. жестами, синонимичными кукишу, являются «кур» — поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в локте правую руку, поднятую вверх (см. Гениталии). Близкое кукишу охранительное значение имеют т. н. «рога», или «шипак», — ю.-слав. жест, при котором подняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира или вештицу.

Читать далее...
22/12/2016 | Просмотров: 10 | Комментариев: 0
Разделитель

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 45 Вперед
Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.