Власова И.В. "Русский Север: историко-культурное развитие и идентичность населения"

Книга посвящена идентичности и культуре севернорусского населения. Рассматриваются этническая история Русского Севера, крестьянская повседневность, особенности мировоззрения, соционормативные представления о землепользовании, семейно-родственные отношения, самоидентификация. Книга является итогом более чем полувековых исследований Русского Севера, осуществленных автором.
Для историков, этнологов, антропологов и всех, интересующихся этнографией и историей русского народа.

 

Власова И.В. "Русский Север: историко-культурное развитие и идентичность населения"

Читать далее...
20/03/2017 | Просмотров: 14 | Комментариев: 0
Разделитель

Кто такая Баба-яга?

"Яга — очень трудный для анализа персонаж. Ее образ слагается из ряда деталей. Эти детали, сложенные вместе из разных сказок, иногда не соответствуют друг другу, не совмещаются, не сливаются в единый образ. В основном сказка знает три разные формы яги. Она знает, например, ягу-дарительницу, к которой приходит герой. Она его выспрашивает, от нее он (или героиня) получает коня, богатые дары и т. д. Иной тип — яга-похитительница. Она похищает детей и пытается их изжарить, после чего следует бегство и спасение. Наконец, сказка знает еще ягу-воительницу. Она прилетает к героям в избушку, вырезает у них из спины ремень и пр. Каждый из этих типов имеет свои специфические черты, но кроме того есть черты, общие для всех типов.
весь ход развития сказки и в особенности начало (отправка в страну мертвых) показывает, что яга может иметь какую-то связь с царством мертвых.

Канон сказки требует, чтобы вслед за восклицанием "Фу, фу, фу" и пр. следовало выспрашивание о цели поездки: "Дело пытаешь или от дела летаешь?". Мы ожидаем, что герой теперь расскажет о своей цели. Ответ, который он дает, должен, однако, быть признан совершенно неожиданным и не вытекающим из угроз яги. Он прежде всего требует поесть. "Чего кричишь? Ты прежде напой-накорми, в баню своди, да после про вести и спрашивай" И, что самое необычайное, яга при таком ответе совершенно смиряется: "Баба-яга их напоила, накормила их, в баню сводила" "Слезла, кланялась низко"

Читать далее...
1/02/2017 | Просмотров: 38 | Комментариев: 0
Разделитель

Разумова И.А."Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История" 2001 год. Скачать

Разумова И.А."Потаенное знание современной русской семьи. Быт. Фольклор. История" 2001 год. Скачать Монография представляет первое в отечественной науке исследование устной словесности современной российской семьи. Тексты записаны в 1995-2000 гг. в городских и сельских семьях северо-запада России.
Все материалы относятся к сфере потаенного семейного знания, частной жизни. Многие тексты табуируются даже в кругу близких родственников. Семейные рассказы помогают выявить представления современного человека о родстве, предках, "судьбе рода", условиях создания и распада семьи и т. п. Монография знакомит читателя с семейно-генеалогическими преданиями, рассказами о наследственности и сходстве родственников, об экстрасенсорной связи между ними, о вещих сновидениях, сбывшихся приметах и гаданиях, общении между живыми и умершими. Специально рассматриваются рассказы об имянаречении и предания о происхождении фамилий. Отдельная глава посвящена символике домашнего уюта, мифологизации предметов городского быта (телефон, телевизор и пр.), реликвиям и фотографиям. Исследуется то, как полная драматизма отечественная история XX века отразилась в судьбах конкретных российских семей. В монографии приводится большое количество семейных рассказов и устных высказываний. Книга адресована филологам, историкам, этнографам и всем, кто интересуется проблемами отечественной культуры.

Читать далее...
27/01/2017 | Просмотров: 56 | Комментариев: 0
Разделитель

Сюндю - образ южнокарельских Святок

Сюндю - образ южнокарельских Святок В древности (до появления христианства) среди финно-угорских народов существовало много языческих мифологических существ. Из поколения в поколение передавались рассказы о мифических персонажах. Как их задобрить и не поссориться с ними.
Некоторые из мифических существ имели антропоморфные черты, были похожи на человека, другие имели вид животных, а некоторые были не похожи ни на кого. Это относится к святочному духу южных карел - Сюндю.
Само время Святок у разных карел называется по-разному. На севере Карелии это Vierissan keski (Крещенский промежуток) с которым связан приход особого святочного духа - Vieristan akka (Крещенской бабы) или иначе Vierissa, Vierista, Vieristy (Виеристя). На юге же Святки называют Synnyn muan aigu (дословно: время земли Сюндю) и если учитывать значение слова "syndy" - "рождение" - то, возможно, это день рождения земли. Время зимнего солнцеворота считалось особенным, переломным моментом в ежегодном цикле, когда умирает всё старое и рождается новое. Именно с него начинался новый цикл, прибывал день, а значит, приближался тёплый период года, имевший огромное значение для наших предков. Со словом "syndy" связано множество значений. Это и сами мифы о перворождении, и бог - Христос, и духи предков, и сам хозяин Святок - Сюндю.
Различны образы святочных духов у северных и южных карел. Если Виеристя имеет антропоморфные черты, то Сюндю - существо гораздо более неопределённое. Так как в карельском языке нет категории рода, то нет и возможности определить принадлежность Сюндю к определённому полу. Это существо бесполое и в чаще всего безликое. Оно невидимо или же принимает растительные образ, являясь в виде копны сена, сенного шара или же, как о нём говорили в Сямозере, Сюндю являлся в образе северного сияния. В отличие от зловредной Виеристя Сюндю был более нейтрален к людям и после окончания святочного периода снова поднимался на небо.

Читать далее...
19/01/2017 | Просмотров: 42 | Комментариев: 0
Разделитель

Поверья славян для дома

Вечером мусор не выбрасывай: могут обворовать — Мистический смысл поверья связан с опасностью лишаться чего-то, отнимать от себя что-то после захода Солнца, когда начинает властвовать нечистая сила. Остался в этом запрете и след верования в то, что мусор — пристанище неприкаянных душ; поэтому негоже избавляться от него на ночь глядя, в темное время суток. По той же причине сохранился кое-где обычай выбрасывать мусор на дорогу, на перекресток (автор этих строк много раз наблюдал подобное на Украине, в частности в Ильинке и Знаменке, где именно так пояснялся смысл действий). И по той же причине не рекомендуется домашний, комнатный мусор сжигать...

***
Чтобы уберечь дом от колдунов и злых людей, надо воткнуть в дверь булавку или иглу острием наружу — Поверье связано с отношением к острым предметам как к мистической защите от недоброжелателя. При этом не имеет значения, видит он иглу или нет. Главное, чтобы хозяева были спокойны, зная, что злой взгляд обезврежен.
Мистическая сила приписывалась и растениям-оберегам, которые либо имеют колючки (чертополох), либо способны вызывать жжение (крапива), либо обладают резким запахом (мята), острым вкусом (перец)...

Читать далее...
11/01/2017 | Просмотров: 45 | Комментариев: 0
Разделитель

Свадебные обычаи на Руси

Свадебные обычаи на Руси В конце 9 века христианство было провозглашено официальной религией Киевской Руси. С распространением новой веры началось формирование традиционного русского свадебного обряда, окончательно завершившееся только к 16 веку. К моменту христианизации Руси все свадебные обряды были тесно связаны с языческими верованиями древних славян. Основным: нововведением христианства стало обязательное церковное освящение брака. С самого начала и на протяжении многих и многих веков христианская церковь боролась с отголосками язычества, но последнее не собиралось сдавать своих позиций и все глубже и глубже проникало в быт русских крестьян. В результате сложился сложный симбиоз христианства с языческими верованиями славян.

В 16 веке окончательно сложился полный свадебный ритуал с четко определенными этапами, номенклатурой свадебных чинов (участников свадебного действа), свадебной атрибутикой, одеждой и пищей. Сложился и особый свадебный фольклор. В разных регионах России свадебные обряды справлялись по-разному. Нельзя было сыскать и двух деревушек, где свадебный обряд выполнялся одинаково, так как испокон веков свадьба представляла собой игровое действо, организованное по принципу "кто во что горазд" Несмотря на эти различия, существовал некий костяк свадьбы - обряды, повторяющиеся от деревни к деревне от города к городу.

Читать далее...
11/01/2017 | Просмотров: 57 | Комментариев: 0
Разделитель

Куда подевались Иванко, Жирослав и Милята? Точка зрения

Куда подевались Иванко, Жирослав и Милята? Точка зрения Ни для кого не секрет, что древнерусские имена домонгольских времен отличались особой оригинальностью, красотой и благозвучием.

Неудивительно — эти имена, известные нам из старинных летописей носила в основном древнерусская знать. Об именах бояр и своих изысканиях в этой области подробно рассказала коллегам младший научный сотрудник Института славяноведения РАН Мария Лавренченко.

По словам Марии, об имянаречении в княжеской среде многое известно благодаря трудам Анны Феликсовны Литвиной и Федора Борисовича Успенского (см. в материалах группы), однако учеными мало сказано о выборе имени в среде знати, хотя по берестяным грамотам Великого Новгорода, древнейшим летописям, граффити на стенах соборов известен огромный пласт древнерусских имен, большинство из которых — боярские.

Языческие двухосновные имена постепенно заменялись греческими одноосновными или воспринимаемыми как одноосновные, а с ними менялись и критерии выбора имени.

Читать далее...
3/01/2017 | Просмотров: 75 | Комментариев: 0
Разделитель

Гость в славянской традиции

Гость в славянской традиции Гостеприимство считается крайне характерным для народной культуры; так, М.Забылин пишет: «Как остаток старины мы встречаем его и сейчас в отдалении от столиц и больших городов. Там и до сего времени существует обычай, чтобы проезжего и прохожего пригласить к себе в дом, накормить и успокоить по возможности. Так было и встарь». Такое радушие и забота о случайном госте имеет свое объяснение. В народной культуре гость рассматривается как «лицо, соединяющее сферы «своего» и «чужого», объект сакрализации и почитания, представитель «иного» мира» по определению этнолингвистического словаря «Славянские древности». Так как любой гость «воспринимается как носитель судьбы, лицо, могущее повлиять на все сферы человеческой жизни», хозяин «стремится как можно лучше принять гостя, надеясь путем символического договора с высшими силами, представителем которых является гость, обеспечить свое будущее». А.Л.Топорков и А.К.Байбурин указывают также, что «идеологическим фоном гостеприимства» являлась «так называемая теофания – мифологическое представление о том, что Бог в человеческом облике ходит по земле. Каждый знакомый, а тем более незнакомый посетитель мог оказаться посланником Бога или самим Богом, принявшим человеческий облик, поэтому любого гостя следует принимать со всем радушием.

Читать далее...
30/12/2016 | Просмотров: 53 | Комментариев: 0
Разделитель

Образ Бабы-Яги на Руси

Образ Бабы-Яги на Руси Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Читать далее...
27/12/2016 | Просмотров: 59 | Комментариев: 0
Разделитель

Связь архетипа Матери-Земли и Бабы-Яги

Связь архетипа Матери-Земли и Бабы-Яги Еще одним мифологическим персонажем, связанным с древнейшими верованиями о Матери-Земле является образ Бабы-Яги, восходящий ко всесильному божеству эпохи матриархата. Изначально в мифологии восточных славян она олицетворяла мать-родоначальницу. Мифологические представления нашли отражения в волшебный сказках, в которых ее женские признаки иногда подчеркиваются, но делается это уже с насмешкой: «нос в потолок, титьки через порог», «титечками потрясла и молочка принесла». Избушка Яги стоит на курьих ножках, что отражает представление славян об устойчивой связи женского плодородия с курицей, приносящей много потомства. В.Я. Пропп считал, что образ Бабы-Яги относился к стадии, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчины . Считаясь прародительницей рода, она являлась хранительницей его жизненного пространства, обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшей при этом и за подрастающим поколением, была одной из наиболее значимых берегинь.

Читать далее...
27/12/2016 | Просмотров: 47 | Комментариев: 0
Разделитель

Назад 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ... 46 Вперед
Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.