Образ Бабы-Яги на Руси

Образ Бабы-Яги на Руси Баба-Яга (Яга-Ягинишна, Ягибиха, Ягишна) - древнейший персонаж славянской мифологии. Первоначально это было божество смерти: женщина со змеиным хвостом, которая стерегла вход в подземный мир и провожала души почивших в царство мертвых. Этим она несколько напоминает древнегреческую деву-змею Ехидну. Согласно античным мифам, от брака с Гераклом Ехидна родила скифов, а скифы считаются древнейшими предками славян. Не зря во всех сказках Баба-Яга играет очень важную роль, к ней порою прибегают герои как к последней надежде, последней помощнице - это бесспорные следы матриархата.
По другому поверью, Смерть передает усопших Бабе-Яге, вместе с которой она разъезжает по белу свету. При этом Баба-Яга и подвластные ей ведьмы питаются душами покойников и оттого делаются легкими, как сами души.
Раньше верили, что Баба-Яга может жить в любой деревне, маскируясь под обычную женщину: ухаживать за скотом, стряпать, воспитывать детей. В этом представления о ней сближаются с представлениями об обычных ведьмах.
Но все-таки Баба-Яга - существо более опасное, обладающее куда большей силою, чем какая-то ведьма. Чаще всего она обитает в дремучем лесу, который издавна вселял страх в людей, поскольку воспринимался как граница между миром мертвых и живых. Не зря же ее избушка обнесена частоколом из человеческих костей и черепов, и во многих сказках Баба-Яга питается человечиной, да и сама зовется «костяная нога».
Так же, как и Кощей Бессмертный (кощь - кость), она принадлежит сразу двум мирам: миру живых и миру мертвых. Отсюда ее почти безграничные возможности.

Читать далее...
27/12/2016 | Просмотров: 409 | Комментариев: 0
Разделитель

Связь архетипа Матери-Земли и Бабы-Яги

Связь архетипа Матери-Земли и Бабы-Яги Еще одним мифологическим персонажем, связанным с древнейшими верованиями о Матери-Земле является образ Бабы-Яги, восходящий ко всесильному божеству эпохи матриархата. Изначально в мифологии восточных славян она олицетворяла мать-родоначальницу. Мифологические представления нашли отражения в волшебный сказках, в которых ее женские признаки иногда подчеркиваются, но делается это уже с насмешкой: «нос в потолок, титьки через порог», «титечками потрясла и молочка принесла». Избушка Яги стоит на курьих ножках, что отражает представление славян об устойчивой связи женского плодородия с курицей, приносящей много потомства. В.Я. Пропп считал, что образ Бабы-Яги относился к стадии, когда плодородие мыслилось через женщину без участия мужчины . Считаясь прародительницей рода, она являлась хранительницей его жизненного пространства, обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшей при этом и за подрастающим поколением, была одной из наиболее значимых берегинь.

Читать далее...
27/12/2016 | Просмотров: 280 | Комментариев: 0
Разделитель

Кто такие славяне? Откуда и когда появились?

Кто такие славяне? Откуда и когда появились? Очень кратко, по научным данным.
Славяне - это самая крупная на данный момент в Европе индоевропейская языковая группа. Внутри общеславянского единства выделяются западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы и лужичане), южные славяне (болгары, сербы, хорваты, боснийцы, македонцы, словенцы, черногорцы) и восточные славяне (белорусы, русские, украинцы, русины).


Происхождение этнонима славяне
Существует несколько версий этимологии термина «славяне».
1. Значение этнонима восходит к слову «слово», т.е. славяне – люди обладающие даром слова, в отличие от иноязычных народов. Версия основана на противопоставлении свой - чужой, которое было широко распространено в древности у многих народов. (сторонники- Л. Нидерле, Т. Лер-Сплавинский, Р.О. Якобсон.)
2. Б.А. Рыбаков связывает славян с племенами венедов римских авторов и трактует термин славяне как «слы»+»вене» (т.е. послы венедов).
3. Этимология слова восходит к индоевропейскому корню -kleu-, одним из значений которого является «слава» в понятии известность, знаменитость, популярность.
4. Слово «славяне» связано с гидронимом в ареале расселения одного из племен и впоследствии распространилось на все остальные племена. В качестве вероятного этнообразующего гидронима выступают былинный эпитет р. Днепр – Славутич, р. Слуя приток Вазузы, польск. названия рек Sљаwа, Sљаwiса, сербская река Славница и др.
5. Самоназвание выводят от индоевропейского слова -slauos- народ (сторонники - С.Б. Бернштейн, И. Ю. Миккола).

Читать далее...
24/12/2016 | Просмотров: 989 | Комментариев: 0
Разделитель

Очищение жилья и «своего» пространства (Обзор, Часть 1)

Очищение жилья и «своего» пространства (Обзор, Часть 1) Цель «очищения» - как профилактические мероприятия, так и очистительно-восстановительные (нейтрализующие угрозу). В каждом конкретном случае речь идет либо о магической «профилактике» вредоносного воздействия или же об «очищении» от него. Какого-либо различия в обрядности здесь нет. Идентичными оказываются не только внешние формы разных типов магических действий, но и их семантика. Существует также множество «пограничных» случаев, когда опасное событие уже произошло, но его результат еще не наступил и может быть предотвращен. Например, некая вредоносная сила уже находится в наше жилище, мы об этом или знаем или догадываемся. Наша задача – не допустить её «включения». Вредоносное воздействие - это непрерывно длящийся, постепенно разворачивающийся во времени и пространстве процесс, приводящий, в конечном счете, к своей «основной» трагической развязке («дом сгорел»). Все промежуточные этапы этого процесса так или иначе расцениваются с позиции необходимости и возможности предотвращения этой главной «конечной» беды.

Читать далее...
22/12/2016 | Просмотров: 263 | Комментариев: 0
Разделитель

Очищение жилья и «своего» пространства (Обзор, Часть 2)

Очищение жилья и «своего» пространства (Обзор, Часть 2) Этап Очищения.
1. Соль. Обыкновенная крупнозернистая соль чудесно убирает всякие энергетические загрязнения. Соль насыпаем в блюдечки и расставляем по углам жилища (которые являются одновременно внешними углами) на 2-3 дня. Через 3 дня мы вернемся к ней и соберем на старую, отслужившее своё сковороду, желательно чугунную. Нагреваем крупную каменную соль до треска. От высокой температуры кристаллы соли начинают разрушаться, а вместе с ними разрушается и негативная энергетика, которая была в доме. Остывшую соль уничтожаем только с выносом из дома. Соль без прокаливания можно использовать следующим образом. За 2-3 дня до предстоящей уборки в квартире, насыпаем её в наружных углах нашего жилища. Затем, во время уборки, сметаем с общей пылью-мусором. В некоторых областях соль с заговором бросают в горящую печь, где вместе с солью сгорит/исчезнет и негативное (Т.И.Панина, полевые материалы. Слово и ритуал…).Ритуалы с солью просты, не требуют долгой подготовки и могут применяться как самостоятельные, очень часто. Примечательно, что современные шаманы соотносят Соль со стихией Земля.

Читать далее...
22/12/2016 | Просмотров: 253 | Комментариев: 0
Разделитель

Обережный жест - КУКИШ

Обережный жест - КУКИШ КУКИШ, шиш, фига, дуля — жест, символизирующий коитус и имеющий обсценную семантику. Согласно правилам этикета, кукиш является неприличным жестом, имеющим целью оскорбить и унизить того,кому его показывают, а также способом выразить крайнее неприятие, резкий отказ, смешанный с презрением. В магической практике кукиш, наряду с другими жестами, обозначающими коитус и гениталии, является универсальным оберегом, способным отгонять опасность, особенно сглаз и нечистую силу. Кукиш входит в число жестов, распространенных у вост. и зап. славян. У юж.славян, за исключением словенцев, кукиш почти не известен и осмысляется как заимствование из в.-слав. традиции. Ю.-слав. жестами, синонимичными кукишу, являются «кур» — поднятый вверх средний палец, когда остальные пальцы прижаты к ладони, а также жест, при котором кистью левой руки плашмя ударяют в согнутую в локте правую руку, поднятую вверх (см. Гениталии). Близкое кукишу охранительное значение имеют т. н. «рога», или «шипак», — ю.-слав. жест, при котором подняты вверх мизинец и указательный палец, а остальные прижаты к ладони. Этим жестом отгоняли от себя мору, вампира или вештицу.

Читать далее...
22/12/2016 | Просмотров: 269 | Комментариев: 0
Разделитель

История появления Рода в поле зрения специалистов по славянской мифологии

История появления Рода в поле зрения специалистов по славянской мифологии Л. С. Клейн излагает так:
В 1846 г. И. И. Срезневский (1846), разбираясь в образах славянской мифологии, выделил Рода как дух или привидение. Но после открытия в 1850 г. С. П. Шевырёвым Паисьевского сборника со «Словом Св. Григория об идолах (XII ст.)» («Слово святаго Григория изобретено в толцех о том, какое пьрвое погани суще языци кланяшеся идолом и требы им клали») представление ученых о Роде изменилось. Уже вскоре Срезневский (1851) писал о Роде как об «особенном языческом божестве сродни с Рожаницей-Артемидой и, следовательно, важном». Рожаницу он сопоставлял не только с греческими «девами жизни» — мойрами, но и с греческой Тихе, богиней судьбы (Срезневский 1846; 1855). В те же годы вышли и специальные статьи о Роде — Д. О. Шеппинга (1851) и А. Н. Афанасьева (1855; также 1869, III: 319—320, 368, 386—389), в которых статус Рода был поднят еще выше.
Греческий оригинал «Слова Св. Григория об идолах (XII ст.)» посвящен развенчиванию античных культов богини-матери и бога-сына, празднование этих культов в вольном переложении русских книжников было названо родопочитанием. Сам пересказ начинается с привязки к античным образцам: «Кто беснуется, принося жертвы матери беса богине Афродите, Коруне — Коруна же является матерью антихриста — и Артемиде, рождению проклятой Диомисии из ягодицы (то есть Дионисе, рожденном, как известно, из Зевсова бедра). И недоношенный плод (почитают) и Гермафродита … Тем же богам требу кладут и творят и славяне: вилам, Мокоши-деве, Перуну, Хорсу — Роду и Рожанице…».

Читать далее...
19/12/2016 | Просмотров: 409 | Комментариев: 0
Разделитель

Сумцов Н.А. Личные обереги от сглаза (1896год)

Сумцов Н.А. Личные обереги от сглаза (1896год) Некоторые псевдознатоки русской культуры берутся утверждать, что слова "оберег" не существовало в русском языке на том простом основании, что, мол, Пушкин написал, "храни меня мой талисман", а не оберег.
Книга профессора Н.Сумцова для тех, кто умеет читать. Дата издания книги - 1896. Цифра приведена для тех, кто умеет считать от 1 до 1896. Дата приведена от Рождества Христова согласно официальному летоисчислению, принятому на Руси при Петре Первом.

Читать далее...
19/12/2016 | Просмотров: 335 | Комментариев: 0
Разделитель

Старинные русские ругательства

Старинные русские ругательства Культурные русские люди не матерятся, поскольку в России обильный мат всегда был маркером низших социальных классов. Однако если уж Вам приспичило выругаться, то давайте будем ругаться не как мертвые дети всемирной глобализации, а как настоящие русские люди! Серьезно, мы полагаем, что наши русские исконные «визгопряха» или там «елдыга» проймут даже самых привычных к ругани трудящихся.

Читать далее...
4/12/2016 | Просмотров: 295 | Комментариев: 0
Разделитель

Степени родства у русских

Степени родства у русских Свёкор — отец мужа
Свекровь — мать мужа
Тесть — отец жены
Тёща — мать жены
Деверь — брат мужа
Шурин — брат жены
Золовка — сестра мужа
Свояченица — сестра жены
Свояк — муж свояченицы
Зять — муж дочери, муж сестры, муж золовки
Сноха — жена сына по отношению к отцу
Невестка — жена брата, жена сына для его матери, жена одного брата по
отношению к жене другого брата; употребляется также вместо сноха, золовка, свояченица
Сват — отец одного из супругов по отношению к родителям другого
Сватья — мать одного из супругов по отношению к родителям другого
Дед (дедушка) — отец отца или матери.
Бабушка (бабка) — мать отца или матери
Двоюродный дед — дядя отца или матери.
Двоюродная бабушка — тетя отца или матери
Внук (внучка) — сын (дочь) дочери или сына по отношению к деду или бабушке. Соответственно двоюродный внук (внучка) — сын (дочь) племянника или племянницы
Племянник (племянница) — сын (дочь) брата или сестры (родных, двоюродных, троюродных). Соответственно ребенок двоюродного брата (сестры) — двоюродный племянник, троюродного брата (сестры) — троюродный племянник
Внучатый племянник (племянница) — внук (внучка) брата или сестры
Дядька (дядя, дядюшка) — брат отца или матери, муж тетки
Тетка (тетя, тетушка) — сестра отца или матери по отношению к племянникам. Жена дяди по отношению к его племянникам
Двоюродный брат — находящийся в родстве по деду или бабушке с детьми их сыновей и дочерей
Троюродный брат — сын двоюродного дяди или двоюродной тети
Двоюродная сестра — дочь родного дяди или родной тети
Троюродная сестра — дочь двоюродного дяди или двоюродной тети

Кроме современных понятий степени родства, оказывается, в ходу есть и более старинные названия родственников.

Читать далее...
30/11/2016 | Просмотров: 279 | Комментариев: 0
Разделитель

Назад 1 2 3 Вперед
Мы рады, что Вы посетили наш портал, который посвящен одному из самых важных аспектов жизни, а именно семье и всему, что с ней связано. Это такие вопросы,как семейные отношения, быт, развитие детей, отдых, увлечения, образование, а также карьерный рост. На нашем портале Вы можете не только пополнить свой багаж знаний, но и приобрести практические навыки по многим направлениям.